Рисунок является для художника специфическим средством изучения мира. Этот способ дает возможность не только познавать формы природы, но и творчески овладевать ими, то есть претворять их в формы искусства.
М. Ф. Иваницкий
Искусство рисунка заключается в том, что всякое изображение предметов художник выполняет от руки и на глаз с соблюдением точных пропорций данных предметов.
Такое графическое изображение может быть исполнено карандашом, тушью, чернилами, углем, сангиной, пастелью и т. д.
Графика (греч. graphika — «искусство рисования, письма и черчения») — это группа изобразительных искусств (рисунок и гравюра), в которых в отличие от живописи основным средством изображения являются линия и штрих.
Существует два аспекта понятия рисунка.
Учебно-познавательный рисунок выполняется начинающим художником. Такой рисунок является средством изучения строения, пропорций натуры, ее объема и перспективного сокращения, в целом это процесс накопления профессиональных знаний и опыта. Необходимо сказать, что начинающий художник должен разграничивать понятия светотеневого и линейно-конструктивного рисунков.
- В светотеневом рисунке линии контура формы и объема предмета выявляются художником путем контрастного, резкого или мягкого сопо¬ставления света и тени, то есть освещенных, светлых и теневых пятен (см. иллюстрацию на цветной вклейке «Автопортрет» (1860 г.) извест¬ного поэта и художника Т. Г. Шевченко).
- В линейно-конструктивном рисунке контур формы предмета и его объем, перспективное сокращение выявляется линиями построения (такой рисунок напоминает инженерно-технический чертеж каких-либо конструкций).
Творческий рисунок является показателем полученного профессионального образования художника и воплощением его идей, творческой фантазии и вкуса.
Рассматриваемые в книге учебные темы по рисунку предусматривают, прежде всего, формирование отдельных понятий, усвоение основополагающих законов и правил искусства рисунка, овладение практическими навыками, что приводит к осознанному и легкому исполнению рисунка.
Итак, выразительными средствами искусства рисунка являются: тон (то есть тоновые градации светотени), тоновые пятна, разные виды линий, штрихов, контуров.
Рассмотрим, что же представляет собой каждое из этих выразительных средств.
Тоном называется некая степень светлости или темности какого-либо цвета. Тон — это физическая характеристика света, это количество и качество света на поверхности предмета.
Освещение предмета может быть разным, например свет солнечный, лунный, искусственный (электрическая лампа, свеча, костер).
Передача освещения раскрывает значение тона для рисунка. Сила тона, сила освещенности натуры зависит от:
- степени приближенности источника света к данной поверхности предмета;
- цвета, тона и яркости освещения;
- угла падения света на эту поверхность;
- окраски данного предмета;
- положения предмета в пространстве по отношению к источнику света, где каждая плоскость предмета освещена по-разному.
Значение тона для рисунка универсально.
Разница в светлости или темности, которую мы наблюдаем в окраске предметов в окружающей нас жизни и в предметах, изображенных на картине, называют тоновой разницей.
При изображении предметов художник использует различные виды линий.
Интересна трактовка понятия линии великого итальянского живописца Леонардо да Винчи. По его словам, ни один самый сильный взгляд, даже в непосредственной близости, не может видеть очертаний предметов в их подлинности. Ибо очертания тел являются границами поверхности формы предмета. Границы поверхностей предметов описываются линиями. Сами по себе эти контурные линии не составляют ни части, ни количества этих поверхностей (то есть линии контура не принадлежат и не входят в состав поверхности формы предмета), и поэтому то, что не составляет часть какой-либо вещи, — невидимо.
В окружающей нас жизни, действительно, линии, прорисовывающие форму тела, не существуют. И это является самой большой тайной для начинающего художника — как передать на холсте очертания наблюдаемых предметов.
Видимые границы формы предметов живописец условно изображает на холсте линиями.
Иногда линии очертаний форм предметов в рисунках бывают волнообразными, иногда прямыми. С помощью все тех же линий изображаются предметы порой достаточно реалистично, иной раз вещь превращается в картине в нечто сказочно-фантазийное.
Линия помогает ярко выделить одну часть предмета, а другую его часть словно растворить, сделать малозаметной и т. д.
Таким образом, линия в искусстве рисунка одновременно передает:
- форму предмета;
- его объем;
- различное положение предмета в пространстве;
- пластическую красоту движения формы;
- перспективное сокращение предмета;
- погруженность вещи в воздушную среду.
Возможно, поэтому так сложно уловить эту невидимую линию очертаний, линию границы формы тела.
Итак, рассмотрим основные виды линий в искусстве рисунка.
Сплошная толстая линия применяется для изображения видимых контуров предмета, расположенных на первом плане объемной формы предмета. Кроме этого, данная линия используется для изображения предметов, находящихся на первом плане картины.
Сплошной тонкой линией выполняется первоначальное построение предмета, намечается общий рисунок картины в целом.
Она используется для изображения второго, третьего и дальнего планов картины рисунка и удаляющихся планов объемной формы отдельно взятого предмета или невидимых плоскостей формы тела.
Далее следует отметить одно из основных требований, предъявляемых к линии рисунка.
Прорисованные форма и очертания предмета не должны состоять из множества вариантов линий, ибо такое «лохматое» исполнение рисунка свидетельствует о не вполне уверенном и ясном понимании художником строения формы данного предмета.
Линия, очерчивающая форму предмета, должна быть одна, она должна конкретно выражать ваше понимание и видение формы предмета.
Тоновое пятно применяется в творческом рисунке при необходимости достигнуть:
- особо тонких тональных градаций, то есть нежных переходов от света к тени;
- изображения растаявших, размытых очертаний предмета, которые художник выполняет не линией, а тоновым пятном.
Тоновым пятном называется растушеванный, растертый штрих или несколько штрихов, прорисованных на какой-либо поверхности (см. иллюст¬рацию на цветной вклейке Серебряковой З. Е. «Марокканец в зеленом»).
В начале работы над рисунком необходимо приготовить художественные инструменты и материалы.
1. Карандаши различной степени мягкости: 5Н–1Н (твердый) — для изображения натурального цвета и тона поверхности предмета, карандаш НВ (твердо-мягкий) — для прорисовки рефлексов и карандаш 1В–2В (мягкий) — для изображения тени.
Карандаши выпускаются различной твердости: М (мягкий), Т (твердый) — эти обозначения имеются на карандашах российского производства; Н (твердый), В (мягкий), F (средний) — эти обозначения имеются на карандашах зарубежного производства, цифрами перед ними показывается степень твердости. Чем больше число, тем больше твердость или мягкость в зависимости от буквы.
Карандаш затачивают так, чтобы грифель оголился на один сантиметр, затем подтачивают его мелкой наждачной бумагой № 0–1 до состояния острой иглы.
2. Ластик треугольной формы, с острыми краями; его можно получить, разрезав обычный ластик по диагонали. Такими острыми краями резинки и легким прикосновением к бумаге можно выполнить светлые штрихи на темном пятне в рисунке, если потребуется его просветление. Высветить особо темные пятна картины можно легким точечным прикосновением резинки к бумаге. Наиболее мягкий и удобный для работы над рисунком ластик «Factis».
- Ластик применяется при работе карандашом, сангиной, соусом. В работе углем, бистром, карандашом типа «негро», свинцовым карандашом применение ластика следует избегать, так как он портит фактуру бумаги, оставляет после себя непоправимые следы, которые проявляются в полутонах и в растертых пальцами или тряпочкой тоновых пятнах. Поэтому, работая даже обычным карандашом, вместо ластика применяется клячка.
- Резиновую клячку каждый художник изготавливает самостоятельно. Клячка — это обыкновенный ластик, опущенный на несколько часов в баночку с бензином и размягченный до состояния очень мягкого пластилина. Когда такой размягченный ластик без особого труда скатывается в шарик, значит, клячка готова к применению в работе над рисунком. (Если ластик размачивают в керосине, бывает и такой метод приготовления, то непосредственно перед применением клячку прокатывают между листами тонкой, возможно газетной, бумаги и хорошенько проветривают на воздухе.)
3. Необходима бумага (ватман размером 60 ґ 40 см) плотная, но не глянцевая, кнопки или скотч для крепежа бумаги к мольберту.
Бумага для рисунка применяется шероховатая, зернистая, плотная. Чтобы бумага, прикрепленная к мольберту, не топорщилась волнами, ровное положение листа ватмана можно на длительное время закрепить. Возьмите лист ватмана шире и длиннее на 5–6 см, чем размер планшета. Планшет — это лист из ДВП (другое его название — оргалит). Следует сказать, что обычный размер планшета — 60 ґ 40 см. Далее наложите бумагу на планшет и равномерно отогните края. Затем бумагу протрите ваткой, обильно смоченной водой. Края бумаги отогните, их не смачивайте. Края с изнанки смажьте столярным клеем, а после этого равномерно натяните бумагу на планшет и приклейте концы бумаги с обратной стороны к боковым граням планшета. Можно не смачивать бумагу, если она легкая, в этом случае ее надо приклеить с обратной стороны скотчем. Лучше приколоть кнопками, если на планшете с обратной стороны имеется деревянная рамочка.
4. Мольберт с прикрепленной бумагой или планшет с натянутой на него бумагой, который можно поставить на стул, должны находиться от художника на расстоянии вытянутой руки и непосредственно прямо перед глазами. Такое положение картинной плоскости избавит вас от ошибок при линейно-конструктивном построении композиции. Планшет из ДВП (оргалита) можно приобрести за мизерную цену в любой багетной мастерской или на строительном рынке.
Задание для самостоятельной работы
Проанализируйте виды линий, которыми выполнены очертания предметов в рекомендуемых для анализа и просмотра творческих рисунках и в живописных произведениях, предложенных ниже .
Рекомендуемые для анализа и просмотра творческие рисунки
- Серов В. А. Портрет балерины Т. Карсавиной.
- Рубенс П. Св. Аполония.
- Суриков В. И. Нога юродивого.
- Серебрякова З. Е. Марокканец в зеленом.
- Репин И. Е. Две украинские девушки (этюд, 1880).
- Рембрандт ван Рейн. Спящая Хендрикье.
- Шишкин И. И. Обрывы вблизи Гурзуфа (1887).
http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978546901401&at=exc&n=0
|