Кандинский В.В. Пусть вас не смущает то обстоятельство, что все упражнения делаются
при помощи прямоугольников. Во-первых, они достаточно выразительны и,
не отвлекая многообразием форм, позволяют легче усвоить композиционные
приемы. Во-вторых, они прообраз будущих компоновок текстовых масс и
иллюстраций. В дальнейшем, когда в композицию будет вводиться цвет,
можно предложить учащимся включить в работу и другие фигуры (круги,
треугольники и пр.).
Все прямоугольные элементы композиции следует
вырезать из черной или белой бумаги (в зависимости от выбранного фона).
Прежде чем окончательно приклеить, их нужно подвигать по листу
в поисках лучшего варианта компоновки, уменьшить или увеличить их
размер, добиваясь сбалансированности композиции.
При выполнении первых упражнений учащихся следует уберечь от типичных ошибок (рис. 1).
Текст главы учебника начинается предложением создать
конфликт между белым полем и черным пятном. Сюжет, если хотите —
интрига, конструктивной композиции как раз и состоит
в противопоставлении, контрасте, соотношении масс (в данном случае —
прямоугольников). Статичная фронтальная композиция или более динамичная глубинная композиция должна
строиться на разности величин прямоугольников. Проследите, чтобы
в работах учеников была доминанта — центр внимания в композиции
(рис. 2). Доминанта — это не всегда самый крупный
элемент композиции, это может быть самая мелкая обособленная форма,
создающая пластический конфликт.
Когда число прямоугольников в композиции достигнет четырех и
более, когда ребята уже освоятся с фронтальной и глубинной компоновкой,
с белым и черным фонами, почувствуют, как достигается баланс масс,
можно разрешить им в композиции «наезжать» прямоугольниками друг на
друга. Фигура в границах «наезда» должна быть белой, если
прямоугольники черные, и наоборот (рис. 3).
Вообще, оригинальный ход мысли учеников следует поощрять, даже если в работе формально есть ошибки (рис. 4).
Обратите внимание на такой банальный момент работы, как
подпись. Позаботьтесь, чтобы подпись была поставлена с оборотной
стороны листа и карандашом. В дальнейшем, после знакомства со шрифтом,
предложите группе сочинить свое клеймо, свой знак, которым каждый будет
помечать свои работы, в том числе и макеты.
Тема: |
«Прямые линии и организация пространства» |
Следующий этап композиционных упражнений — введение линии.
Линии в значительной степени обогащают композицию, делают ее
выразительнее, усиливают динамику, создают ритм. Постепенно
композиционное поле усложняется введением новых элементов, которые,
возможно, облегчают задачу поиска выразительности. В композиции
появляются «силовые линии», которые связывают ее элементы в единое целое или, наоборот, расчленяют ее.
Именно эти задачи и ставятся перед учащимися при введении
прямых линий в композиционные упражнения с прямоугольниками. В качестве
дополнительного упражнения можно составить композицию исключительно из
одних прямых линий, которая также может получиться оригинальной и
интересной. Обратите внимание учеников на рисунки в учебнике, где
пластика прямых линий помогает решать определенные
эмоционально-образные задачи.
В дальнейших упражнениях линии будут служить эскизом расположения строк текста. http://www.prosv.ru/ebooks/Gurov_Dizain_7-8kl/1.html
|