У каждого из нас есть какие-то желания или цели, на которые ранее нам не хватало времени для их реализации. Некоторые хотели бы научиться танцевать, кто-то хотел бы уметь играть на фортепиано или скрипке. Также среди нас есть люди, которые хотели бы научиться рисовать. Переносить свои мысли на бумагу или полотно посредством изобразительного искусства. Если в вас живет идея научиться рисовать и вы хотите познакомиться с графикой со стороны творца, это не сложно сделать.
Научиться рисовать не так сложно, как это кажется на первый взгляд. Для этого не нужно быть гением или иметь прирожденный талант. Но это требует немало времени, терпения, старания и самое главное – большого желания.
С чего стоит начать? На что особенно обратить свое внимание? Именно об этом сегодня пойдет речь.
С чего начать
Итак, для начала уясним, что такое графика.
Графика – вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки.
Конечно, в дальнейшем, вас наверняка заинтересует такой вид искусства как живопись, когда вы захотите наполнить ваши творения цветами и оттенками. Но сейчас не об этом. Сначала нужно освоить карандашный рисунок. Ведь даже для того чтобы нарисовать пейзаж, портрет или натюрморт в полной гамме, необходимо сделать набросок.
Первое, над чем обязательно нужно работать – это построение перспективы.
Перспектива – наука об изображении пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.
Для того чтобы каждый окончательно понял, о чем идет речь, давайте проведем эксперимент. Поставьте перед собой на стол стакан или кружку. Хотя это может быть абсолютно любой предмет, который попадется вам под руку. Поставили? Отлично.
Внимательно осмотрите очертания, форму и видимые плоскости этого предмета с одного ракурса. Теперь встаньте. Давайте, давайте. Не ленитесь. Вновь осмотрите этот же предмет. Можете сделать пару шагов назад или в сторону, чуть наклониться или же наоборот встать на стул. Меняя угол обзора, мы видим явные изменения в видении пропорций, видимых плоскостей и граней нашего предмета. Так устроено наше с вами зрение, друзья. Изображение какого-либо предмета относительного вашего угла обзора и будет называться построением перспективы.
Для того чтобы построить перспективу, нам нужно обозначить линию горизонта (линия уровня глаз) на листе. Исходя от расположения линии горизонта, мы и будем выстраивать нужный нам объект. Точки, от которых ведутся линии, помогают нам в построении. Они называются точками схода (т.с.). На рисунке ниже, показан пример построения куба с использованием одной и двух точек схода.
Попробуйте сами построить куб с одной и двумя точками схода. Затем, проделайте то же самое только с разными расположениями линии горизонта (на уровне глаз, чуть выше и ниже). Не пытайтесь срисовывать с примера. Учитесь «мыслить на бумаге». Практикуйте это постоянно и не только на примере куба. Положите какой-нибудь предмет перед собой или выберете что-нибудь из вашего окружения. Неважно, будь это кухонная плита, сотовый телефон или телевизор. Главно пытайтесь построить его максимально точно и именно так, как он расположен по отношению к вам.
Следующее, чему нужно уделить особое внимание – это светотень. Ведь именно с помощью этого создается объем. С помощью этого, мы придаем всю реалистичность нашему рисунку.
Найдите и посмотрите работы выдающихся художников, таких как: Poul Long, Nicolien Beerens, Linda Hurber, Clive Meredith, Anna Maria. И это далеко не все «мастера карандаша». Посмотрели? Да, дорогие мои. Эти работы от первого и до последнего штриха выполнены карандашом. Они вызывают восхищение и не могут оставить равнодушным. Вдохновились? Тогда давайте приступим.
Светотень – наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещенности, создающей шкалу яркостей.
Различают следующие элементы светотени:
- свет – поверхность, ярко освещенная источником света.
- блик – световое пятно на ярко освещенной глянцевой поверхности, когда на ней имеется зеркальное отражение;
- тень – неосвещенные или слабоосвещенные участки объекта;
- полутень – слабая тень, возникающая, когда объект освещен несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращенной к источнику света под небольшим углом;
- рефлекс – слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отраженными от близко лежащих объектов.
Начните с простых объектов. Например, с геометрических фигур. Далее, переходите на более сложные формы.
С сегодняшнего для, где бы вы ни находились, обращайте внимание на игру света и тени. Как тени ложатся и падают на объекты. Как ведет себя при этом свет, в каких местах он становится тусклым, а в каких наоборот ярким. Также обращайте внимание на расположение источников света и их природу. Чем больше вы будете замечать, запоминать и практиковаться, тем быстрее к вам придет уверенность и пропадет «страх белого листа».
Спросите что это за «страх белого листа»? Все элементарно. Многие люди, поначалу боятся испортить чистый лист тем, что у них ничего не получится. Не стоит этого бояться. Дефицита бумаги нет. Стоит она не дорого. Волноваться совершенно не о чем.
Никогда не торопитесь. Если вы хотите быстро и красиво, то у вас ничего не выйдет. Могу сказать вам точно! Не стоит нервничать и расстраиваться, если у вас не получается. Будьте уверены в себе. У всех разные задатки. У кого-то получается с первой-третьей попытки, у кого-то лишь через неделю, а кому-то придется упорно трудиться месяц, до того как появится результат.
Главное помнить, что художниками не рождаются. Художниками становятся.
Вот еще несколько советов и упражнений, которые будут полезны читателям МиpСoветов. Первые два упражнения отлично развивают глазомер и помогают набить руку:
- На листе бумаги, желательно формата А4, проведите линию (сантиметров 10). Затем, попытайтесь провести точно такую же линию параллельную первой. Потом еще. Следите за тем, чтобы каждая последующая линия проходила параллельно предыдущей. Все они должны иметь одинаковое расстояние между собой.
- Проведите линию. Пробуйте провести линии поверх первой. Старайтесь, чтобы последующие линии не уходили выше или ниже предыдущей. Линии должны ложиться одна на другую.
- Не имейте привычки делать жирный контур в своих рисунках. Карандаш должен легко скользить по бумаге. Во-первых, так его легче стереть в случае чего. Во-вторых, жирный контур некрасиво смотрится. И вообще, это признак дурного тона. Так что если у вас имеется такая привычка, немедленно избавьтесь от нее.
- Когда работаете с нанесением теней, работа получается немного грязной. Размазывается карандаш. Это происходит за счет того, что рука ездит по вашему рисунку. Чтобы этого избежать, просто подложите под руку небольшой кусочек бумаги.
Усложняем задачу
Итак, вы замечаете за собой, что у вас стало получаться. Вы без труда выстраиваете несложные объекты в перспективе и придаете им объем. Время задать себе планку повыше друзья.
Пробуйте выстраивать композицию из геометрических фигур. Давайте уясним, что такое композиция.
Композиция – взаимосвязь частей и компонентов живописного произведения между собой и с окружающим пространством; размещение и взаимодействие предметов, отдельных фигур в пространстве; ритм линий и пятен; соотношение света и тени; выбор формата высокой или низкой точки зрения, линии горизонта и т.д.
Ниже, пример композиции из геометрических фигур.
Старайтесь, чтобы ваша композиция не теряла равновесия на листе. Будет неправильно, если вы в одной стороне листа выстроите конус и куб, а в другой – шар. Который еще и уступает им в размерах. Композиция такого плана будет зрительно перевешивать в сторону, где изображены куб и конус.
Практикуйтесь. Сравнивайте свои работы с работами более опытных людей. Так проще находить свои ошибки и исправлять их.
Композиция может состоять из чего угодно, а не только из геометрических фигур. Хорошей практикой будет рисование натюрморта. Во-первых, это разнообразие форм. Лучше будет рисовать с натуры. Возьмите вазу или графин, положите перед ними несколько фруктов или овощей. Проявите фантазию. Составьте композицию для начала на столе. Затем, приступайте к работе на листе. Во-вторых, рисование более сложных объектов полезно не только отрисовкой пластики форм, но и наложением теней на них.
Как можно больше эскизируйте.
Эскиз – быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа. Часто состоит из множества перекрывающих линий.
Совсем не обязательно делать эскиз с натуры или по фотографии. Полезно делать наброски по памяти. Таким образом, вы учитесь мыслить на бумаге. Так, вы сами должны сообразить, как должны взаимодействовать объекты между собой, как они должны выглядеть и т.д.
Если вы будете только срисовывать, то лишь этому вы и научитесь. А наша с вами цель – научиться рисовать.
Заведите себе небольшой блокнот, который сможете всегда носить с собой. В нем будете делать эскизы, когда вы не дома. Не стоит стесняться достать его и начать рисовать по дороге в метро, автобусе или где-либо еще. Это пойдет вам на пользу.
Сами усложняйте себе задачу в построении перспективы. Выстраивайте более сложные объекты. Рисуйте все. Работайте над пластикой, тренируйте руку. Не оставляйте работу незаконченной. Построили объект в перспективе – придавайте ему объем. И помните, только рисуя можно научиться рисовать. Даже десяток прочитанных пособий по рисунку, не заменят вам нескольких часов практики!
Несколько советов:
- не нагромождайте композицию большим количеством объектов. Для начала, берите по два-три предмета. Хотелось бы напомнить, что любая композиция выстраивается в перспективе. Если возникает необходимость, добавляйте точки схода;
- когда начнете работать с светотенью, попробуйте карандаши разной мягкости и твердости. Чаще всего, они обозначены как H (твердый) и B (мягкий). Желательно приобрести 4H, 2H, H, HB, 2B, 4B. Они вам пригодятся. Далее – дело вкуса. Какими карандашами вы будете затенять, а какими делать эскизы – решать вам. Хочу сказать читателям МирСоветов, что сильно твердые карандаши оставляют следы на бумаге при нажатии. Сильно мягкие – оставляют пятна, которые плохо стираются. Имейте ввиду, друзья;
- многие мастера говорят, что эскизировать лучше ручкой. Особенно начинающим. Ручку нельзя стереть и вы сразу заметите ошибки и погрешности в своем эскизе;
- желательно держать карандаш в руке как показано на рисунке ниже. Так ваши движения идут от «плеча» и получаются более смелыми. Хотя при отрисовке деталей удобнее держать карандаш так, как мы привыкли держать ручку при письме. Но это не правило, а всего лишь совет. Если вам удобнее по-другому, рисуйте так, как удобнее и лучше получается;
- не торопитесь рисовать на больших форматах. Используйте для начала блокнот, альбом для рисования или простые листы А4. Пока на них вам будет проще, чем скажем на формате А3;
- рисовать лучше всегда на белых листах. Художничать на листах в клеточку – прерогатива школьников или тех людей, которые просто любят почеркаться. А вы уже далеко не просто любители, если читаете эту статью.
Совершенствование
Совершенству нет предела. Никогда не останавливайтесь на достигнутом. Даже если вы рисуете уже на высоком уровне, всегда повышайте себе планку. Учитесь чему-то новому.
Научиться выстраивать объекты в перспективе, придавать им объем и научиться эскизировать – это далеко не все, что нужно уметь и знать, чтобы зваться художником. Это лишь тот багаж знаний, с которым встают на этот путь. И дорога эта будет долгой, друзья, если вы действительно хотите самовыражаться посредством изобразительного искусства.
Постоянно работайте над собой. Следите за тем, как вы рисуете. Напоминаю, что движения руки должны быть свободными и не скованными. Работает не только кисть.
Старайтесь рисовать так, чтобы каждая работа была хоть на немного, но лучше предыдущей. Когда работаете над приданием объема, пытайтесь делать мягкие переходы от света к полутени и от полутени к тени. И не забывайте про рефлексы.
Как можно больше смотрите работы разных художников. Обращайте внимание на детали. У каждого свой стиль, свои секреты. Таким образом, можно много чего найти и узнать для себя полезного и интересного.
Никогда не говорите себе: «Ой, нет. Я не смогу это нарисовать». Увеерен, уважаемые читатели МирСовeтов, вы все сможете! Не получится с первого раза – получится со второго или третьего. Но это обязательно произойдет! Главное – не торопитесь. Как только начнете спешить, весь рисунок «коту под хвост». На рисунок должно уходить ровно столько времени, сколько потребуется.
На данном этапе вам лучше уже совсем перестать срисовывать. Теперь это нужно делать только с натуры. У всех нас есть воображение и фантазия. Пускай они заменят фотографии и картинки, с которых вы так любите срисовывать. Поначалу тяжело брать все образы из головы. Но к этому быстро привыкаешь, а пользы от этого в 100 раз больше. Плюс ваш рисунок приобретает уникальность. Это ваши мысли; там все точно так, как хотите ВЫ. А это действительно заслуживает уважения.
Кстати, хотелось бы добавить, что любой рисунок, независимо от того, что вы хотите изобразить, всегда начинается с эскиза. И это важно. Вам сначала нужно показать и посмотреть самим как примерно будет выглядеть то, что вы хотите изобразить. И только после наброска, переходите к отрисовке.
Самоконтроль и самокритика. Вот что еще важно. Вы всегда должны оценивать свои рисунки с полной строгостью. Следить за всем, что и как вы рисуете. Так ли построили перспективу. Правильно ли по композиции выстроен ваш рисунок. Все ли выглядит именно так, как должно. Верно ли нанесены тени. Все ли тени нанесены исходя от расположения источника света и т.д. Не стоит лояльно относиться к своим ошибкам. Так вы далеко не уйдете, друзья. Если вам неохота сейчас их исправлять, отложите эту работу на потом. Это лучше, чем исправить их «кое как».
Начните рисовать объекты в движении. Машины, самолеты, яхты, людей, качающиеся от ветра деревья и т.д. Придайте вашему рисунку динамику.
Не зацикливайтесь на одном. Не стоит рисовать только пейзажи или только людей. Рисуйте все.
И самое главное, никогда не разочаровывайтесь. Даже если что-то долго не получается. Оставьте это на время. Наберитесь терпения. И снова за работу.
На то чтобы научиться рисовать на действительно высоком уровне, вам может потребоваться два-три, а, может, и пять лет. Но «высокий уровень» далеко не предел. Это всего лишь способность красиво, реалистично и главное правильно рисовать. Кому-то этого будет вполне достаточно. Но найдутся те, кто пойдет дальше. В их случае период обучения вся жизнь.
Хороший художник должен уметь передавать настроение и характер его героев, и атмосферу всего происходящего. Его работы должны вызывать эмоции и не оставлять равнодушным никого. Но это совсем другая тема. Для начала вам нужно просто начать. Начать учиться рисовать. А с чего начать, вы уже знаете, друзья.
материал с сайта:http://mirsovetov.ru/a/miscellaneous/entertainment/learn-paint.html
|