Jackson Pollock
Хуан Миро
Цвет является мощным художественно-выразительным
средством, поэтому к его использованию в композиции ребят надо
подготовить. Опыт показывает, что у младших школьников погружение
в цветовую стихию дает положительные результаты. Ребенок интуитивно при
отсутствии любых теоретических сведений умудряется делать вполне
гармоничные и трогательные работы. У старших ребят эта
непосредственность утрачивается, и цвет в их работах в большинстве
случаев становится либо кричащим и аляповатым, либо монохромным
(простое закрашивание изображений).
В первом задании цвет вводится как средство создания доминанты в композиции, как акцент. (В
качестве примера такого использования цвета можно продемонстрировать
соответствующие плакат, открытку, логотип с цветовым пятном или даже
фотографию интерьера, где цветовым акцентом служит картина или гобелен
на стене, драпировка и т. д.) Среди черных прямоугольников и линий
в композиции появляется круг любого выбранного автором цвета,
желательно аккуратно вырезанный.
Чтобы перейти к выполнению следующих заданий, следует напомнить учащимся о таких понятиях, как оттенки, градации цвета,
продемонстрировать пособия, таблицы, обратив внимание на страницы
учебника. Необходимо показать цвета открытые, где впрямую использована
та или иная краска, и цвета разбеленные, пастельные, напомнить о теплой и холодной цветовой гамме.
И еще нужно обязательно обратить внимание ребят на технологическую
разницу работы с цветом в живописи и в конструктивных искусствах. Если
в живописи краска наносится в основном мазками кисти или мастихином, то
в дизайне и архитектуре в основном используется локальная, равномерная
выкраска. Поэтому все задания выполняются способом коллажа: первые два
задания желательно сделать на черном фоне, а третье — на цветном фоне.
На следующем этапе композиционного творчества основными элементами композиции станут свободные формы: линии и тоновые пятна.
Для организации этого занятия необходимы черная и белая бумага,
белая и черная гуашь и кисточка. Кроме учебника, хорошо бы иметь
демонстрационный материал, чтобы была возможность показать работы
Кандинского, Поллака, Миро и др., а также плакат, логотип и т. п., где
был бы использован динамичный мазок или росчерк. Данное занятие имеет
в качестве перспективной цели применение свободных пластических форм
в графическом дизайне.
Сначала на черной бумаге небольшого формата одним росчерком
белой гуаши учащиеся по предложенной учителем теме делают пятно,
выражающее эту тему, это состояние: «движение», «взрыв», «тишина»
и т. п. Учителю нужно продумать темы для этих «абстракций», чтобы они
активизировали воображение учащихся (например, «Гудок в тумане», «Звуки
карнавала» и т. д.). По желанию ребята могут выполнить композицию
черной краской на белом фоне и, конечно, на тонированной бумаге
(рис. 5).
В конце занятия можно выставить все работы у доски,
сравнить результаты и продемонстрировать, как из этих пятен может
получиться макет плаката. Для этого нужно вырезать из какого-нибудь
журнала строчку, слово, затем приложить их или приклеить резиновым
клеем к одной из композиций. Благодаря этому дети смогут понять
технологию поиска лучшего компоновочного варианта. Предложите им сделать
такую же работу дома, чтобы подготовиться к следующему занятию. http://www.prosv.ru/ebooks/Gurov_Dizain_7-8kl/1.html
|