Четверг, 21.11.2024, 19:40

Мой сайт

Календарь
«  Февраль 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2013 » Февраль » 2 » «Буква — строка — текст. Искусство шрифта»
22:31
«Буква — строка — текст. Искусство шрифта»

Так называется новая тема занятий и новый виток композиционного творчества учащихся. Все предыдущие задания больше тяготели к условной, символистской, но станковой графике. С введением в композиции буквы и слова начинается собственно графический дизайн. И поскольку этот дизайн по преимуществу «занимается» художественным оформлением печатной продукции, то его можно назвать полиграфическим.
      Тема «Шрифт» в школьных программах существовала давно. Практическая польза обучения написанию шрифта (даже чертежного) была минимальной. Удовлетворение детей результатами усилий тоже было невелико. В настоящее время, да и в обозримом будущем этот навык останется невостребованным. Рукописное начертание букв все больше заменяется компьютерным либо выполняемым с помощью трафаретов.
      Не стоит перегружать учеников терминологией, связанной со шрифтом (засечки, выносные элементы, внутрибуквенные пробелы и пр.), а также наименованиями шрифтов (минускул, фрактура, ломбардийские версалы и т. п.). Важным же представляется определить характер шрифта: тяжелый, приземистый, легкий, ажурный, а также скругленный или рубленый, ясно читаемый или декоративный. Можно обсудить, например, каким шрифтом написать на вывеске или в рекламе слово «Банк», какой шрифт вызовет большее чувство доверия. В предварительной беседе нужно выявить, какими приемами достигается тот или иной характер шрифта и как важно соблюдать единство стиля в начертании букв одной шрифтовой гарнитуры. При этом надо опираться на иллюстрации учебника, но можно самим приготовить пособие с образцами шрифтов в виде таблицы или продемонстрировать их на экране компьютера.
      Для выполнения заданий нужно просмотреть подобранные ребятами к этому времени журналы и рекламные проспекты, а также перечисленные ранее материалы для работы. Буквы, используемые в композициях, вырезаются из заголовков аккуратно по контуру или вместе с фоном, если фон текста в журнале и фон, выбранный для композиции, совпадают. Рисовать буквы или вырезать их из цветной бумаги не следует, это потребует много времени и отвлечет от компоновки. Строки текста произвольного содержания также вырезаются из периодических изданий. Фон должен максимально совпадать с основным фоном композиции.
      Непосредственно прикладное дизайнерское задание — это сочинение эмблемы и товарного знака, что в принципе одно и то же. Учитель должен предложить тематику эмблем или товарных знаков (можно сделать эмблему своего класса). Важно обратить внимание учащихся на образцы эмблемно-знаковой графики, на использование метафоры и гиперболы, на обобщенность и лаконизм выразительных средств, создающих знак. Эмблема или знак могут состоять из одной буквы (Т — такси, М — метро и т. д.), из нескольких букв (МГУ, МТС и т. д.), могут быть в виде слова (логотип) («Орион», «Ариель», «Звезда» и т. д.) или в виде сочетания слова или буквы с условным, лаконичным изображением (рис. 6). (Эмблема или знак могут обойтись без буквы и слова, но на уроке этот вариант не рассматривается.)

      Эскиз логотипа, если он выполняется не на компьютере, ребята должны делать в виде «рыбы» (т. е. вырезанное слово или буквы совпадают с задуманным только по количеству знаков, но не по смыслу). Важно подобрать нужный характер шрифта.
      Эмблема или товарный знак — важнейшая часть фирменного стиля, включающего в себя фирменный знак, фирменный цвет (или сочетание двух-трех цветов), иногда единую фирменную одежду, гимн фирмы и даже корпоративную легенду. Специалисты насчитывают до двухсот элементов фирменного стиля (здесь и деловые бланки, конверты, визитки, сувениры и т. д.).
      Дополнительные задания, углубляющие тему «Искусство шрифта», могут быть, например, такие:
      1) произвольная декоративная композиция из букв одной или разных шрифтовых гарнитур на цветном фоне (прообраз шрифтового плаката) (рис. 7, 8);

      2) «тематический» алфавит: буквы-животные, буквы-растения, буквы — обитатели моря, буквы-клоуны, буквы-металлоконструкции, буквы — архитектурные элементы и т. п.;
      3) графическая работа: упражнение на создание графического шрифтового образа, заключенного в букве или в слове (рис. 9).

      Эти упражнения учащиеся могут выполнять дома или на дополнительных занятиях в школе.

http://www.prosv.ru/ebooks/Gurov_Dizain_7-8kl/1.html

Категория: композиция | Просмотров: 5163 | Добавил: Лора | Теги: композиция | Рейтинг: 0.0/0