Так называется новая тема занятий и новый виток композиционного
творчества учащихся. Все предыдущие задания больше тяготели к условной,
символистской, но станковой графике. С введением в композиции буквы и
слова начинается собственно графический дизайн.
И поскольку этот дизайн по преимуществу «занимается» художественным
оформлением печатной продукции, то его можно назвать полиграфическим.
Тема «Шрифт» в школьных программах существовала давно.
Практическая польза обучения написанию шрифта (даже чертежного) была
минимальной. Удовлетворение детей результатами усилий тоже было
невелико. В настоящее время, да и в обозримом будущем этот навык
останется невостребованным. Рукописное начертание букв все больше
заменяется компьютерным либо выполняемым с помощью трафаретов.
Не стоит перегружать учеников терминологией, связанной со
шрифтом (засечки, выносные элементы, внутрибуквенные пробелы и пр.),
а также наименованиями шрифтов (минускул, фрактура, ломбардийские
версалы и т. п.). Важным же представляется определить характер шрифта:
тяжелый, приземистый, легкий, ажурный, а также скругленный или
рубленый, ясно читаемый или декоративный. Можно обсудить, например,
каким шрифтом написать на вывеске или в рекламе слово «Банк», какой
шрифт вызовет большее чувство доверия. В предварительной беседе
нужно выявить, какими приемами достигается тот или иной характер
шрифта и как важно соблюдать единство стиля в начертании букв одной шрифтовой гарнитуры. При
этом надо опираться на иллюстрации учебника, но можно самим
приготовить пособие с образцами шрифтов в виде таблицы или
продемонстрировать их на экране компьютера.
Для выполнения заданий нужно просмотреть подобранные ребятами
к этому времени журналы и рекламные проспекты, а также перечисленные
ранее материалы для работы. Буквы, используемые в композициях,
вырезаются из заголовков аккуратно по контуру или вместе с фоном, если
фон текста в журнале и фон, выбранный для композиции, совпадают.
Рисовать буквы или вырезать их из цветной бумаги не следует, это
потребует много времени и отвлечет от компоновки. Строки текста
произвольного содержания также вырезаются из периодических изданий. Фон
должен максимально совпадать с основным фоном композиции.
Непосредственно прикладное дизайнерское задание —
это сочинение эмблемы и товарного знака, что в принципе одно и то же.
Учитель должен предложить тематику эмблем или товарных знаков (можно
сделать эмблему своего класса). Важно обратить внимание учащихся на
образцы эмблемно-знаковой графики, на использование метафоры и
гиперболы, на обобщенность и лаконизм выразительных средств, создающих
знак. Эмблема или знак могут состоять из одной буквы (Т — такси, М —
метро и т. д.), из нескольких букв (МГУ, МТС и т. д.), могут быть
в виде слова (логотип) («Орион», «Ариель», «Звезда» и т. д.) или в виде
сочетания слова или буквы с условным, лаконичным изображением
(рис. 6). (Эмблема или знак могут обойтись без буквы и слова, но на
уроке этот вариант не рассматривается.)
Эскиз логотипа, если он выполняется не на компьютере, ребята
должны делать в виде «рыбы» (т. е. вырезанное слово или буквы
совпадают с задуманным только по количеству знаков, но не по смыслу).
Важно подобрать нужный характер шрифта.
Эмблема или товарный знак — важнейшая часть фирменного стиля,
включающего в себя фирменный знак, фирменный цвет (или сочетание
двух-трех цветов), иногда единую фирменную одежду, гимн фирмы и даже
корпоративную легенду. Специалисты насчитывают до двухсот элементов
фирменного стиля (здесь и деловые бланки, конверты, визитки, сувениры
и т. д.).
Дополнительные задания, углубляющие тему «Искусство шрифта», могут быть, например, такие:
1) произвольная декоративная композиция из букв одной или
разных шрифтовых гарнитур на цветном фоне (прообраз шрифтового плаката)
(рис. 7, 8);
2) «тематический» алфавит: буквы-животные, буквы-растения,
буквы — обитатели моря, буквы-клоуны, буквы-металлоконструкции, буквы —
архитектурные элементы и т. п.;
3) графическая работа: упражнение на создание графического
шрифтового образа, заключенного в букве или в слове (рис. 9).
Эти упражнения учащиеся могут выполнять дома или на дополнительных занятиях в школе. http://www.prosv.ru/ebooks/Gurov_Dizain_7-8kl/1.html
|