Внимательно прочитайте советы выдающихся мастеров рисунка и постарайтесь им следовать
в своей практической работе.
Леонардо да Винчи
О зеркале...
Если ты хочешь видеть, соответствует ли твоя картина вся в целом предмету, срисованному с натуры, то возьми зеркало, отрази в нем живой предмет и сравни отраженный предмет со своей картиной и как следует рассмотри, согласуются ли друг с другом то и другое подобие предмета. И прежде всего потому следует брать зеркало себе в учителя, и именно плоское зеркало, что на его поверхности вещи подобны картине во многих отношениях; именно ты видишь, что картина, исполненная на плоскости, показывает предметы так, что они кажутся выпуклыми, и зеркало на плоскости делает то же самое; картина - это всего лишь поверхность, и зеркало - то же самое; картина неосязаема, поскольку то, что кажется круглым и отделяющимся, нельзя обхватить руками, - то же и в зеркале; зеркало и картина показывают образы предметов, окруженные тенью и светом; и то и другое кажется очень далеко по ту сторону поверхности.
О расстоянии...
Если ты хочешь изобразить предмет на близком расстоянии и чтобы он при этом вызвал такое же впечатление, как и природные вещи, то перспектива твоя неминуемо будет казаться ложной со всеми теми обманчивыми явлениями и диспропорциями, какие можно себе только представить в жалком произведении, разве что зритель поместит свой глаз как раз на том же расстоянии, той же высоте и в том же направлении, которые занял и ты, набрасывая эти предметы. Если ты поступишь так, то произведение твоё, при условии хорошего распределения света и тени, без сомнения, вызовет впечатление действительности, и ты не поверишь, что предметы нарисованы. В обратном случае и не пытайся изобразить какую-либо вещь, не приняв дистанцию по крайней мере в 20 раз большей, чем наибольшая высота и ширина изображаемого предмета; тогда произведение твоё удовлетворит всякого зрителя независимо от того, в каком месте он ни находился.
О воздушной перспективе...
Существует ещё другая перспектива, которую я называю воздушной, ибо вследствие изменения воздуха можно распознать разные расстояния до различных зданий, ограниченных снизу одной единственной прямой линией: как, например, если смотреть на многие здания по ту сторону стены, когда все они кажутся одной и той же величины над верхним краем этой стены, а ты в картине хотел бы заставить казаться одно дальше другого. В этом случае следует изображать воздух несколько плотным. Ты знаешь, что в таком воздухе самые последние предметы, в нем видимые, как, например, горы, вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха, если солнце на востоке. Поэтому делай первое здание над этой стеной своего цвета, более удаленное делай менее профилированным и более синим; то, которое ты хочешь, чтобы оно было настолько же более отодвинуто назад, делай его настолько же более синим, и то, которое ты хочешь, чтобы оно было удалено в пять раз, делай его в пять раз более синим. И в силу этого правила здания, которые находятся над одной прямой линией и кажутся одинаковой величины, ясно распознаются, какое дальше и какое больше, чем другое.
Николай Николаевич Ге
О перспективе...
Учите перспективу и, когда овладеете ею, внесите её в работу, в рисование. Никогда её не отделяйте от рисования, как делают многие, то есть рисуют по чувству, а потом поправляют правилами перспективы - напротив, пусть перспектива у Вас будет всегдашним спутником Вашей работы и стражем верности. Пусть она проникает в те части рисования, где и нельзя её механически приложить, например, рисуя голову - портрет, нельзя приводить в перспективу части головы, а когда Вы знаете перспективу, чувствуете её, Вы приложите к рисованию головы и нарисуете очень верно - вот что я хочу сказать.
О пропорциях...
Рисовать - значит видеть пропорции, и потому никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всего общего, то есть Вы рисуйте не нос, не глаза, не рот, не ухо, не голову, не руку, а какую роль играет нос на лице, рот и тому подобное.
Павел Яковлевич Павлинов
О конструкции фигуры...
Чтобы понять конструкцию фигуры, надо представить её вне точки зрения, мысленно, со всех сторон, как мы осязаем косточку сливы во рту.
Рисовать с натуры надо по тем же принципам, как и без натуры,
http://shedevrs.ru/osnovi-risunka/120-sekreti-masterov.html
|