Практическое значение рисования головы человека
Следующий самый трудный и очень интересный этап работы — рисование головы человека, который начинают с изучения гипсовых слепков деталей головы: губ, носа, глаз. Прежде чем приступить к рисованию, необходимо представить, какую геометрическую форму они напоминают: призму, куб, цилиндр и т.д. В рисовании головы следует придерживаться всех правил и принципов, которыми руководствуются в изобразительной практике вообще. Изображение головы всегда было основной темой для художников, особенно на пути их профессионального становления. При рисовании даже гипсовой модели скульптурного изображения головы человека вы сможете убедиться, что она представляет собой сложнейший комплекс различных форм, причем взаимосвязанных и взаимообусловленных. Здесь изменение одной формы части лба или подбородка вызывает изменение другой и определяет характерную особенность строения поверхности лица человека.
В
период между 1585 и 1588 гг. в итальянском городе Болонье возникла
художественная школа, инициатором которой был одаренный художник
Людовико Карраччи. Он собрал много бедных мальчиков, думал из них
воспитать великих художников и тем самым приостановить упадок художеств в
Италии. Вместе с ним в создании школы, позже ставшей «академией, вступившей на верный путь», приняли участие его двоюродные братья Агостино Карраччи и Анибале Карраччи. Агостино Карраччи составил пособие по рисованию под названием «Прекрасная школа обучения рисованию всего человеческого тела».
Таким образом, рисование с натуры гипсовых слепков деталей головы человека имеет давнюю традицию, принося учащимся большую практическую пользу.
Все выдающиеся мастера рисунка и живописи, постоянно изучавшие различные формы
головы, отлично знали и разбирались в том, что каждый художник
основывается на своем видении: человек видит в той степени, в какой он
знает. Кто-то досконально знает анатомию,
а иной просто ознакомлен с ней, и вот они оба по-разному видят один и
тот же предмет. Очень точно в свое время сказал, наставляя молодых
художников, автор «Трактата о живописи» итальянский теоретик искусства Ченнино Ченнини:
«Заметь, что самый совершенный руководитель, ведущий через триумфальные врата к искусству, — это рисование с натуры. Оно важнее всех образцов: доверяйся ему всегда с горячим сердцем, особенно когда приобретешь некоторое чувство в рисунке...
Постоянно, не пропуская ни одного дня, рисуй что-нибудь, так как нет
ничего, что было бы слишком ничтожным для этой цели; это принесет тебе
огромную пользу»
(М., 1933. С. 37—38)
Для всех, кто хочет научиться грамотно рисовать,
правильное познание мира очень существенно и важно, особенно в
выработке умения изображать человека и прежде всего — голову. Метод рисования с натуры сводится к тому, что обучающийся рисунку получает конкретные знания о закономерностях строения формы человеческой головы.
Сразу решить сложнейшую задачу в рисовании головы (изображение головы человека с античного скульптурного образца) никому из начинающих не под силу, поэтому предварительная подготовка к этому должна быть постепенной.
Данный этап рисования не
только способствует закреплению приобретенных ранее знаний, умений и
навыков, но и прямо ведет к пробуждению творческих способностей. Рисуя голову человека, вы стараетесь добиться сходства с оригиналом, достичь которого здесь поможет соблюдение правил рисования и следование закономерности строения формы. При этом помните, что учебно-аналитические задачи рисунка с натуры никогда не исключают творческого подхода к изображению головы. Творческое начало главенствует, как правило, в любой учебной работе, в которой автор рисунка
не может уйти в сторону от передачи только ему понятных, прямо
воздействующих на него характерных черт натуры. Рисующий не подобен
бесстрастному фотографическому аппарату, фиксирующему до последней
черточки все объективные внешние признаки предмета, и в силу своих
чувств, впечатлений и размышлений творчески решает изобразительную
задачу. Разумеется, тот способен выполнить почти все требования реалистического изображения, кто наделен еще образным восприятием и образным мышлением.
Восприятие натуры преломляется через призму целей и задач изображения, а также изобразительного материала. Ощущение карандашного образа на бумаге переводит мышление рисовальщика в конкретный, пусть еще недостаточно осознанный план.
Видя перед собой натуру, в данном случае гипсовую модель головы античной скульптуры, и приступая к рисунку, вы зрительно воспринимаете форму слепка, ее строение (конструкцию), особенности всего объема, пропорции, характерные признаки целого и деталей, положение в пространстве и взаимоотношение со светотеневой средой. У вас уже определились технические навыки изображения, и только проникновение в существо изображаемого предмета подводит к осознанному поиску изобразительных средств. Грамотность изображения и художественно-образное отражение объекта рисования, развиваясь в органическом единстве, дают положительный результат.
В рисовании головы важную роль играет умение рисовальщика наблюдать натуру предварительно, чтобы в процессе работы над изображением
не рассматривать постановку длительно, отвлекаясь на подробности и не
замечая общего характера. Это условие важно, так как предварительное
наблюдение может оказаться отличным подспорьем в работе с натуры, ибо
заинтересованный в овладении грамотным рисунком головы обучающийся не может не запомнить «примерных черт античного облика, чтобы увидеть изображение в им виде, когда говорят «похож» и «нет, не похож».
Значит, умение наблюдать — важное и необходимое качество для развития
художественно-творческих способностей. Помимо запоминания, помогающего
непосредственно в работе, наблюдательность развивает еще одно качество, о
котором в своей книге «Восприятие предмета и рисунка» Н. Н. Волков писал:
«Успешное воздействие восприятия рисунка в процессе рисования составляет главную проблему обучения рисунку... Чтобы уметь увидеть в предмете нужное для рисунка, необходимо учиться видеть сам рисунок, необходимо отличать убедительный (верный) рисунок от неубедительного (неверного). Необходимо поучиться ставить перед восприятием предмета вопросы, вытекающие в процессе рисования из восприятия рисунка»
(М., 1950. С. 44)
Итак, углубленное изучение натуры, навыки в передаче формы, творческая инициатива могут дать хорошие результаты в такой сложной области учебного рисования, каким является графическое изображение головы человека.
Контрольные вопросы. Практические задания.
1. Что вы понимаете под образным восприятием и образным мышлением при рисовании головы человека?
2. В чем состоит практическое значение рисования головы человека? http://shedevrs.ru/osnovi-risunka/561-risovanie-golovi.html
|