Воскресенье, 24.11.2024, 12:15

Мой сайт

Календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2012 » Ноябрь » 20 » Основы рисунка. Темы для 6 классов по программе Неменского.
19:11
Основы рисунка. Темы для 6 классов по программе Неменского.

 НАТЮРМОРТ


§ 1. Общие сведения о рисунке

Натюрморт - слово французское (nature morte - в буквальном смысле означает «мертвая природа»). Натюрморт является одним из жанров изобразительного искусства, в основе которого лежит изображение неодушевленных предметов.
Рисунок - вид искусства и самый древний вид графики. Это средство мышления, познания человеком окружающего мира и образного отражения этого мира, самая высокоразвитая форма человеческого труда.
Рисунок лежит в основе всех видов изобразительного искусства и является ведущей дисциплиной в системе художественного образования. Рисунок -ядро, главный элемент конструкции любого вида изобразительного искусства (рис. 1.1).

    Рис. 1.1. Ленейно-конструктивное решение натюрморта

Форма рисунка - это изображение, начертание на плоскости. Но познаваемый мир не плоскость, а трехмерное пространство. Все предметы этого мира трехмерны, они объемны, как и сам мир .
Цель рисунка - передать в двухмерном пространстве плоскости трехмерный объем. В основе обучения рисунку стоит задача развития способности мыслить объемами в пространстве и видеть сложность мира через простые понятия (рис. 1.2).


Рис. 1.2. Конструкция предметов быта

 

РИСУНОК
(бывает) 

Учебным                                            Краткосрочным                                       Линейным
 

 Творческим                                       Техническим                                         Тональным

Для работы над учебным рисунком натюрморта из геометрических тел нам необходимы такие материалы, как карандаш, резинка и бумага.
Карандаши используют твердо-мягкие и остро заточенные. Резинка должна быть мягкая и поделенная на две части по диагонали (эта операция дает две резинки с острыми углами). Резинка является таким же важным инструментом, как и карандаш. Бумага подбирается гладкой и высокой плотности, формата А2, A3.
Карандаши графитовые дифференцируются по твердости и обозначаются буквами Т (Н), ТМ (НВ), М (В) с цифровым показателем перед буквой. Степень мягкости карандашей обозначают буквой М, 2М, ЗМ и так далее. Степень твердости обозначают буквой «Т».
В качестве оборудования используется мольберт, на котором крепится лист бумаги таким образом, чтобы луч вашего зрения был перпендикулярен к центру листа (стороны которого должны быть параллельны сторонам мольберта), (рис 1.3.).

Рис. 1.3. Положение руки и карандаша при рисовании за мольбертом

  Рисуют стоя и на вытянутую руку. Можно выполнять рисунок и сидя, но тогда вы ограничиваете свои движения в пространстве около рисунка, потому что на рисунок полезно смотреть как можно чаще с расстояния, превышающего расстояние вытянутой руки. Когда вы рисуете с натуры, мольберт не должен перекрывать вам постановку; если рисуете правой рукой, то натюрморт вы должны видеть слева от мольберта.  

                         

Рис. 1.4. Положение руки и карандаша при рисовании:


а - при работе над маленьким рисунком; б - при работе над большим рисунком на наклонной доске;
в - при рисовании под острым углом к бумаге; г - неправильное положение руки

От положения карандаша в вашей руке зависит многое в рисунке (рис 1.4.). Начиная работу над рисунком, нельзя держать карандаш в руке, как ручку для письма. Потому что в таком случае при работе с большими пропорциональными отношениями, требующей определенной свободы движений за мольбертом, вам никогда не провести прямую и ровную линию кисть руки скована и ограничена в движениях.
Карандаш нужно держать так, чтобы движения руки не были стеснены. В начале работы его нужно держать дальше от заточенной части. Это даст возможность делать быстрые и длинные штрихи, необходимые в начальной стадии выполнения рисунка, а также позволит все время видеть поле изображения. По мере продвижения работы над рисунком, к моменту окончания и уточнения формы изображаемых предметов, карандаш в руке передвигают так, чтобы его заточенная часть была ближе к пальцам. Так вырабатывается твердость руки для проведения точных штрихов и проработки мелких деталей.

§ 2. Линия и штрих


Искусство рисунка, как и любое другое, имеет свой образный язык. К основным художественно-выразительным средствам рисунка относятся: линия, пятно, штрих, светотень, тон. С помощью этих средств художники передают свое восприятие мира, делятся со зрителем тем, как они осмыслили и оценили увиденное.
Линия — это главное выразительное средство рисунка. Линия художника отличается от чертежной. Ее эмоциональная палитра разнообразна: она может быть тонкой, изысканной и жесткой, колючей, угловатой, может быть решительной, смелой, порывистой и неуверенной, робкой.
Линия также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Применение разных по характеру линий дает художнику возможность решать пластические и пространственные задачи.
Начиная учиться рисовать, прежде всего нужно усвоить технические приемы владения карандашом, которые будут способствовать успешному усвоению практики изобразительнойграмоты.Начальные упражнения напоминаютфизическиеу-пражнения. Они развивают динамику и укрепляют мелкие мышцы кисти руки для определенной, требующей точности, длительной работы во время рисования. Не следует думать, что, проделав несколько раз эти упражнения, можно считать себя подготовленным.

Рис. 1.5. Упражнения на постановку руки.

а - прямые вертикальные линии;

б - примые горизональные линии;

в - прямые горигонтальные и вертикальные линии;
г - прямые диогональные линии в направлении с верху вниз;
д - прямые диогональные линии в направлении с низу верх;
е - прямые диогональные линии в направлении с низу верх и с верху вниз;
ж - горизонтальная волнистая линия с утолщением;
з - диогональные волнистые линии с утолщением в направлении с низу верх;
и - диогональные волнистые линии с утолщением в направлении с верху вниз;

Рисование начинают с выполнения простейших упражнений, которые помогут развить навыки начертания различных линий и овладеть техникой рисунка.

Рис. 1.6. Упражнения на передачу различного характера линий

Цель упражнений — развитие глазомера, приобретение навыков свободных и плавных движений руки рисующего при нанесении линий на бумагу во всех направлениях. Линии как главное средство для изображения предмета должны быть выразительными, разнообразными по толщине и кривизне, а также рационально использоваться в рисунке. Следует вырабатывать такой навык, чтобы линию проводить одним общим движением, что способствует выполнению быстрого, точного и выразительного рисунка. С этой целью упражнения подготовительного характера и первые рисунки необходимо выполнять от руки, на глаз (рис 1.5, 1.6.).


Штрих — это относительно короткие линии. Накапливаясь в одном месте больше, в других меньше, они создают различный тон на рисунках. Различное насыщение частей рисунка штрихами дает возможность выявить объем и форму изображаемого предмета.

 Рис. 1.7. Пример нанисения штриха

Ровное покрытие достигается штриховкой одинаковой светлоты с постоянным интервалом, например, по диагонали квадрата. Для усиления тона первый слой карандаша можно перекрыть вторым — в другом направлении (рис 1.7.).

Добиться плавных переходов от темного к светлому и обратно можно двумя путями: смягчением границ тонов различной силы посредством растушевки или в один прием — постепенным изменением нажима грифеля и расстояния между штрихами (рис.1.8.).


 

Рис. 1.8. Распределение тональности на листе

Характер нанесения штриха согласовывается с формой предмета, что способствует не только выявлению формы на рисунке, но и подчеркиванию конструкции предмета. Всякий штрих случайного направления, положенный не по форме, выглядит на рисунке инородным, мешает изображению формы (рис 1.9.).
 

Рис. 1.9. Направления штрихов при выявлении объемов форм


Рисунок наглядно иллюстрирует, как штрихи, согласуясь с линиями, образующими форму тел вращения, принадлежат поверхности предметов и, следовательно, выразительно подчеркивают их форму.
Штрихи по форме могут быть в виде спиралей, перпендикулярных оси вращения предмета (сосуда).
В одном рисунке могут использоваться оба направления штрихов. Косое направление штрихов по форме целесообразно применять, например при рисовании шара. Для изображения плоских поверхностей (граненых предметов) применяются прямолинейные штрихи, для изображения кривых поверхностей — криволинейные.
При выборе штрихов учитывается относительное расположение предметов в глубине изображаемого пространства: близкое расположение штрихов друг к другу делает пятно более воздушным, отступающим в глубину; расположение штрихов с небольшими просветами с большей силой нажима увеличивает контраст между штрихами и просветами и по сравнению с первым случаем выдвигает пятно на передний план; расположение штрихов еще резче и с более четкими просветами между ними увеличивает еще больше контраст, усиливает энергичность штрихов, из-за чего все пятно выдвигается еще ближе.
При выполнении рисунка какой-либо постановки учитываются не только расположение предметов по глубине относительно рисующего, но и их окраска, освещенность, воздушная перспектива, дающие определенный тон, а также материал и фактура поверхности. Более сильные, контрастные средства используются для выражения переднего плана. Предметы, находящиеся на переднем плане, имеют более контрастную, резкую штриховку с более широкими просветами. Протяженные поверхности и тоновые пятна рекомендуется покрывать поперечными штрихами. В тоновом рисунке толщина и характер штрихов могут быть различными в зависимости от степени выявления той или иной поверхности предмета.
Следует отметить, что излишне жесткая и редкая (с большими просветами), пересекающаяся под большим углом штриховка, придает рисунку неприятный «проволочно-сетчатый» характер, разрушает поверхность изображенных предметов.

§ 3. Понятие о перспективе


Линейная перспектива — точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний и четкости, обусловленных степенью отдаленности от точки наблюдения.
«Перспектива» (от латинского«perspicere») в переводе означает «смотреть сквозь, правильно видеть».
Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя.
Перспектива квадрата и круга.  Квадрат в перспективе будет представлять собой либо трапецию, если две его стороны параллельны картинной плоскости, либо неправильный четырехугольник, если плоскость квадрата расположена под случайным углом (рис 1.10.). В первом случае две стороны квадрата будут параллельны линии горизонта, а стороны, идущие вглубь, сойдутся в центральной точке схода P, (а). Во втором случае стороны квадрата будут направлены в точки схода F, и F2, расположенные справа и слева от центральной (б), (рис 1.10.).

Рис. 1.10. Перспектива квадрата
 

Круг в перспективе имеет вид эллипса. Чем ближе к линии горизонта, тем уже становится эллипс, а при совпадении с линией горизонта он превращается в прямую линию. При построении перспективы окружности следует обратить внимание на то, что передняя половина окружности будет больше, а задняя меньше (рис 1.11.).

Рис. 1.11. Перспектива круга


Незнание законов перспективы в работе над рисунком с натуры и без нее, как правило, приводит к явным и порой невероятно нелогичным нарушениям в рисунке. На рисунке (1.12), геометрические тела изображены неправильно, в так называемой обратной перспективе, а также в чрезмерном перспективном искажении (рис 1.12.).



 Рис. 1.12. Ошибки при рисовании геометрических тел

§ 4. Основные элементы перспективного изображения


Точка зрения — от глаз рисующего. Прежде чем приступить к изображению предмета на листе бумаги, необходимо выбрать точку зрения, т.е. найти место, откуда будет выполняться рисунок с натуры. Точка зрения и место нахождения в процессе рисования с натуры должны оставаться неизменными. Выбранная точка зрения устанав ливает практическую связь между изображаемым предметом и рисующим.
Предметная плоскость - горизонтальная плоскость, накоторой располагаются натура, картина и рисующий. Предметной плоскостью называют еще горизонтальную поверхность стола или специальной подставки, на которых расположен изображаемый предмет (рис 1.13.).

Рис. 1.13. Перспектива уходящих в даль рельс

Картинная плоскость — воображаемая прозрачная вертикальная плоскость, поставленная под прямым углом к направлению взгляда и расположенная между изображаемым предметом и рисующим. Картинной плоскостью называют еще плоский лист бумаги или холст, на котором изображают предмет, пишут картину.
Линия горизонта — линия пересечения картинной плоскости с плоскостью горизонта. Линия горизонта всегда находится на уровне глаз рисующего.


§ 5. Перспектива плоскости


Положим на стол картонный прямоугольник так, чтобы одна сторона его была параллельна линии горизонта.
Прежде всего с помощью карандаша (способом визирования) определим пропорции лежащей фигуры: что меньше— длина (горизонтальное направление) или ширина (измеряется по вертикали).
На бумагу легкими линиями сначала наносят ближнюю сторону, на которой отмечают длину, а затем параллельно ей дальнюю — на расстоянии, определяемом на глаз. Пропорции длины и ширины нужно передать на рисунке точно.
Чтобы определить направление боковых сторон, надо, держа карандаш вертикально в вытянутой руке, навести его поочередно на крайние точки ближней стороны прямоугольника и запомнить величину углов между карандашом и боковыми сторонами. Эти углы и строят на рисунке. При продолжении линий боковых сторон они, естественно, пересекутся в одной точке на линии горизонта.
Изменим теперь положение картонного прямоугольника: закрепим его в вертикальном положении. Глядя на него чуть сбоку, повторим упражнение. Построение, очевидно, аналогично предыдущему, но для определения углов карандаш нужно уже держать горизонтально.
Далее повернем лежащий прямоугольник одним из углов на себя.
На листе бумаги отмечаем точку, определяющую вершину ближнего к нам угла. Угол наклона сторон прямоугольника проверяем с помощью карандаша, держа его в вытянутой руке горизонтально. Наводим карандаш на вершину картонного прямоугольника и, когда поверхность карандаша совпадет с вершиной указанного угла, запоминаем величины углов наклона сторон прямоугольника (а), (рис 1.14.).

Рис. 1.14. Последовательность рисования с натуры прямоугольника

На рисунке легко наносим вспомогательную горизонтальную линию, проходящую через отмеченную точку вершины, и проводим линии сторон прямоугольника, фиксируя величины углов наклона (б).
Когда направления сторон найдены, на соответствующих линиях отмечаем точками длину левой и правой сторон, после чего проводим дальние две стороны. Взаимно параллельные линии сторон прямоугольника будут пересекаться в двух точках схода, справа и слева на линии горизонта. На рисунке эти точки схода лежат за пределами листа бумаги; поэтому, намечая стороны прямоугольника, направляем их в предполагаемое место точек схода, продолжая линии сторон насколько возможно (в) (рис 1.14.).
Чтобы выразительнее передать иллюзию пространства в линейном рисунке прямоугольника, нанесем яркий штрих у вершины ближайшего угла, а затем ослабим линии по мере их удаления в глубину (г) (рис 1.14.).
Перспективное построение прямоугольника следует повторить несколько раз, меняя углы наклона и положение линии горизонта.
Принцип перспективного построения треугольника и шестиугольника тот же, что и прямоугольника, но здесь при выполнении рисунка используются дополнительные вспомогательные линии насамих фигур ах, помогающие уяснить конструкцию последних (рис 1.15, 1.16.).

 

Рис. 1.14. Последовательность рисования с натуры прямоугольника                           Рис. 1.15. Этапы рисования шестиугольника с натуры

В треугольнике это высота, в шестиугольнике — параллельные линии, соединяющие противоположные вершины и образующие вместе с соответствующими сторонами прямоугольник, затем диагонали указанного прямоугольника, определяющие центр фигуры, линия, проходящая через центр, на которой лежат оставшиеся две вершины шестиугольника. При построении следует учитывать перспективное сокращение - отрезков одинаковой длины при удалении их в глубину.

Рис. 1.16. Этапы рисования треугольника с натуры

Изучив способы перспективного построения на рисунке плоских фигур, можно перейти к рисованию объемных тел, ограниченных со всех сторон плоскостями, которые являются гранями этих тел.

§ 6. Рисование куба

Рис. 1.17. Перспектива плоскости основания куба
 

Чтобы избежать механической перерисовки только той части предмета, которую мы видим, любой объект рисования надо изучать со всех сторон, надо понять его конструкцию. На рисунке предмет необходимо строить объемно, изображая и видимые, и невидимые части, определяющие его форму (рис 1.17.).

Рассмотрим последовательность выполнения рисунка куба (рис 1.18.).

1. Рисунок начинают с композиционного размещения предмета на листе. Изображение намечают легкими линиями с боков, сверху и снизу. С учетом ракурса, пропорции и перспективы находят и определяют основные конструктивные точки вершин углов куба.


2. С учетом перспективных сокращений по конструктивным точкам вершин углов намечают общую форму конструкции куба.


3. Уточняют пропорции и перспективное построение объемно-пространственной формы куба. Определяют границы собственной и падающей теней.


4. С помощью светотональных отношений выявляют объемную форму куба. Наносят собственные и падающие тени. Определяют фон.


5. Полная тональная проработка формы. Работа светотональными отношениями: свет, тень, полутень и рефлекс.

6. Подведение итогов. Проверка и обобщение рисунка (цельность).
 



Рис. 1.18. Последовательность работы над рисунком куба

 

 

Категория: графика | Просмотров: 6226 | Добавил: Лора | Теги: рисунок | Рейтинг: 2.5/2