Четверг, 21.11.2024, 20:36

Мой сайт

Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Блог

Главная » 2013 » Январь » 4 » Изображение драпировок
11:18
Изображение драпировок
Основы рисунка

Автор урока: Васильева Светлана Ивановна , преподаватель рисунка, живописи, композиции

Для того, чтобы грамотно и последовательно передавать драпировки и складки в изображении натюрморта, интерьера или одежды человека, учащимся необходимо дать понятия не только о закономерностях формообразования складок, о зависимости формы складок от поверхности, которую она покрывает или спадает с нее, но и научить распознавать типичные формы складок, понимать их структуру.

Рассмотрим разницу в понятиях "драпировка” и "складка”.

Ткани, ложащиеся различными складками, изображенные в произведениях художников разных времен, называются драпировками.

 Рисунок драпировки (тональное решение): 1 — свет; 2 — полутон; 3 — собственная тень; 4 — рефлекс; 5 — падающая тень Складка – это изгиб поверхности ткани, возникающей вследствие ее непреднамеренного сжатия, а драпировка получается в результате образования складок путем связывания, сшивания, наколки, укладки и т. д. Говоря о драпировке, нельзя не сказать о рисунке складок, их пластическом выражении, закономерностях. Извивающиеся и, казалось бы, неподдающиеся анализу формы складок имеют определенные закономерности, т. е. в некоторых условиях складки в драпировке образуются в определенном порядке, создавая интересные группировки, ритмические чередования, красивые линии, что открывает богатые изобразительные возможности для художника.

В истории мирового изобразительного искусства изображение драпировок всегда занимало одно из важнейших мест, а принцип их трактовки в разные эпохи у различных школ, направлений и отдельных художников служил одним из признаков стиля. Красота линий складок в одежде использовалась художниками на различных ступенях развития стиля по-разному. Можно наблюдать строгие, угловатые готические складки в произведениях А. Дюрера и напротив, мягкие, изящные, вполне естественные линии драпировок в произведениях Боттичелли, Леонардо да Винчи.

D-5i.jpg (697×464)

Драпировка, являясь одним из выразительных средств в изобразительном искусстве, заслуживает серьезного изучения. Изучению статической драпировки, т. е. свободно висящего куска ткани должно уделяться большое внимание в процессе обучения рисунку. Для правильного изображения драпировки необходимо ясно представлять происходящие в ней динамические явления, уметь "прочесть” складки. Складка на ткани образуется тогда, когда ткань занимает меньшую протяженность, чем ее собственный размер. Ткань сгибается, подчиняясь действующим силам, в зависимости от ее физических свойств, т. е. материала, из которого она изготовлена, характера структуры и толщины.

Известный советский художник и педагог П. Я. Павлинов установил три типичные формы складок по трем пространственным направлениям приложения сил относительно поверхности материала:

  • Прямые, образующиеся в результате сдвига материала в прямом направлении навстречу друг другу. Прямые складки можно разделить на долевые, образующиеся в результате сжатия материала по ширине и поперечные, образующиеся в результате сжатия материала по длине.
  • Радиальные, образующиеся в результате давления, направленного нормально к какому либо месту на поверхности материала, и располагающиеся лучами-радиусами от точки приложения силы и диагональные, возникающие при растягивании материала по диагонали.
  • Если на поверхности материала действуют силы, в нескольких направлениях одновременно (например, при сжатии в ширину и высоту), то образуются кривые складки. Кривые складки могут быть круглыми (трикотажное полотно), ломаными (грубая ткань, лен, ситец), в зависимости от свойств материала и раздвоенными.

Драпировка, заложенная складками объемна, т. е. имеет высоту (глубину), ширину и длину. Объемные формы драпировки представляют собой изгибы складок, направленные от лицевой стороны ткани к изнаночной и от изнаночной к лицевой. Нужно обратить внимание на то, что высота складок к низу драпировки постепенно увеличивается, так как тяжесть материала придает им больший изгиб. Поверхность наибольшей выпуклости образует выступающие формы складок (гребни), а поверхность наибольшей глубины – впалые формы складок. Расстояние то впалой части до выступающей является и высотой и глубиной складки.

 

 

 

 

 

 Леонардо да Винчи. Рисование драпировки. Лувр, Париж. Форма складок зависит от свойств и вида материала. Тонкие ткани дают мелкие складки, толстые и жесткие – крупные и широкие. Трикотажные полотна дают складки более округлой формы, чем ткани, при тех же условиях динамического воздействия. Ткани и полотна отличаются фактурой. Они могут быть: гладкими или ворсистыми, блестящими или матовыми, плотными или редкими и т. д. Ткани и полотна могут одновременно обладать рядом свойств. Так, шелковые ткани мягкие и блестящие, шерстяные ворсистые, пушистые, матовые и т. д. Мягкие, тонкие полотна или ткани очень хорошо драпируются, дают складки с мягкими изгибами; жесткие и плотные – складки с острыми, отчетливо выраженными углами. При выборе материала для драпировок необходимо учитывать эти свойства, так как неудачный выбор может расстроить задуманную композицию.

 

Рассмотрим драпировки с простыми формами складок. Одним из вариантов является композиция драпировки, висящей на одной или двух точках опоры.

  • В первом варианте, драпировка, свисающая с одной точки опоры, имеет вертикальное направление, образует складки конусообразной формы (радиальные складки).
  • Во втором варианте драпировка, свисающая с двух точек опоры, образует в целом правильную систему складок в виде дуг (кривые складки), группирующихся на той или иной стороне. При этом складки могут в одном или двух местах ломаться. Если точки опоры драпировки находятся на разной высоте, то система дуг смещается к точке опоры, расположенной ниже.

Если бросить кусок ткани на какую-то горизонтальную поверхность, то получатся сложные группы складок, не имеющие никакой системы, т. е. каждый раз складки образуются по-новому. Складки образуются и прямые, и кривые.

 

 

 

Расположение штриха на складках Образование складок драпировки, брошенной на поверхность шарообразной формы, также подчиняется определенным закономерностям. Так, драпировка плотно прилегает к верхней части шарообразной формы, образуя гладкую поверхность. Но чем дальше от верхней части к широкой горизонтальной окружности шара, тем более свободно драпировка свисает с поверхности шара складками. На этой окружности образуется ряд точек опоры. Отходящие от них складки формируются так же, как складки драпировки, свисающей с одной точки опоры (радиальные складки).

 

Складки разных типов, соединяясь между собой, образуют различные сочетания в зависимости от формы поверхности, на которой лежит материал; от усилий, прилагаемых к материалу; от качества и структуры материала. Если в качестве материала драпировки используется трикотажное полотно, то на гладкой горизонтальной плоскости образуются выпуклости и "пузыри”. Благодаря эластичности, в образующихся складках выступающие части закругляются и получаются круглые складки. В свободно спадающей драпировке наблюдается характерная провесная складка, обращенная дугой всегда вниз. Провесная складка образуется из радиальных складок, которые переходят в диагональные и затем внизу (вместе наибольшего закругления) превращаются в круглые складки.

 

Рисование драпировок играет огромную роль в учебном процессе. Ведь уметь правильно передавать их специфическую форму можно лишь тогда, когда учащийся логически и пространственно мыслит. Важно постоянно анализировать в процессе рисования, какие силы участвуют в образовании той или иной формы, какое место она занимает в пространстве. А ведь все это как раз и свидетельствует об овладении начальной грамотой изобразительного искусства, без которой невозможно дальнейшее творчество.

Как выбрать драпировки (видео-урок), автор Анна Кошкина

 

Категория: графика | Просмотров: 1893 | Добавил: Лора | Теги: рисунок | Рейтинг: 0.0/0