Масляная живопись
принадлежит к очень древнему способу живописи. О времени, когда и кем
введено масло впервые в качестве связующего вещества красок, имевшее
столь важное значение в истории развития живописи как искусства, не
имеется данных.
Известно, что ещё первобытные люди расписывали пещеры пигментами смешанными с маслами и жирами, которые являлись прообразами масляных красок.
Известно,
что растительные масла для красочных составов употребляли еще античные
живописцы. Энкаустические краски, применявшиеся в античности, включали в
себя не только воск, но и льняное масло. Упоминания о льняном масле как
компоненте масляных красок можно найти в ряде трактатов и манускриптов
VIII-XII веков. А в трактате Ираклия (XIII век) в главе 26-й имеются
даже рекомендации по приготовлению масляных красок: "...Возьми краски;
которыми ты хочешь писать, разотри их тщательно с льняным маслом без
воды и сделай смесь для лиц и одежды, как это ты раньше делал, стирая
краски с водой, и изображай животных, птиц или листья разными красками,
как захочешь". В главе 29-й того же трактата дается технология обработки
льняного масла для приготовления масляных красок: "Известь и масло
возьми по соразмерности, смешай и вари все, снимая пену. Прибавь туда
соответственно взятому маслу некоторое количество свинцовых белил и
поставь на один месяц или более на солнце, часто помешивая. Знай, чем
дольше масло стоит на солнце, тем лучше. Затем процеди и мешай на этом
краски". Здесь и варка масла для его полимеризации, и применение извести
для удаления белковистых включений, находящихся в нем, и введение
свинцовых белил, делающих масло быстросохнущим, и уплотнение и
отбеливание масла на солнце.
С
введением и повсеместным распространением масляной живописи начинается
новая эра в искусстве, которое с этого времени быстрыми шагами идет
вперед. Ни одному из связующих веществ живопись не обязана в такой мере
своим развитием, как маслу. Масла дали живописцу свободу и выход из
подчиненного положения по отношению к материалу, порабощавшему его волю,
окрылили живописца и создали необычайный подъем, открыв новые широкие
горизонты и возможность безграничных творческих достижений.
Средневековая
живопись на масле, состоявшая из одного масла и красок, была по своей
сущности близка современной; тем не менее она не пользовалась
популярностью у живописцев своего времени и применялась лишь в редких
случаях: при некоторых росписях стен, покрасках, т. е. в работах
декоративных, не требовавших тонкости в исполнении, а также при
лессировках в темпере; вся же тонкая и деликатная живопись выполнялась
техникой иного рода. Это странное, как кажется на первый взгляд,
отношение живописцев к маслу при более внимательном изучении вопроса
получает весьма простое и естественное объяснение. Дело в том, что масло
не отвечало запросам примитивной техники живописи, приемы которой
вытекали из другого вида красок, обычных в то время, главным составным
элементом связующего вещества которых была вода.
Первоначальные
приемы живописи, державшиеся в продолжение веков, обязаны своим
происхождением водяным краскам, а не маслу. Вся техника живописи до
Ван-Эйков имела характер живописи водяных красок (темпера, клеевая
живопись, фреска и пр.), так как и была таковой; и потому естественно,
что медленно сохнущее сырое масло, притом густой консистенции (как
результат обработки, очистки и пр.), появившись в живописи, было чуждым,
непривычным и малоотвечающим делу материалом с точки зрения
средневекового живописца, воспитанного на красках, в связующем веществе
которых такую существенную роль играла вода.
Лишь
только после усовершенствования масляных красок, сделанного Яном
Ван-Эйком (XV столетие), приблизившего их по свойствам высыхания и
консистенции (вследствие введения в них эфирных масел и сушек) к водяным
краскам, перед которыми масляные имели многие несомненные преимущества,
наблюдается и быстрый рост интереса к ним у живописцев и быстрое
вытеснение ими других способов станковой живописи. Но и масляная
живопись Ван-Эйка и его последователей первое время продолжала носить на
себе отпечаток водяной живописи: так велико значение традиций и так
велико значение навыка. Только значительно позднее масляная живопись (у
итальянских ее последователей) теряет свой робкий характер и
обнаруживает мощную силу и полную самостоятельность.
Изучение
письменных источников - трактатов, записок, манускриптов - позволило Ю.
И. Гренбергу сделать вывод, что масляными красками пользовались уже в
ХIII веке. Легенда же об изобретении масляной живописи Яном ван Эйком,
рассказанная Вазари сто лет спустя после смерти знаменитого нидерландца,
повторенная ван Мандером, а в XIX веке подтверждавшаяся секретарем
Kopoлевской школы изящных искусств во Франции Мериме, осталась; только
легендой, кочующей из одной книги по искусству в другую.
Мастера
живописи эпохи Возрождения поистине упивались новой техникой и
использовали ее в совершенстве. Лучшими образцами масляной живописи
являются произведения мастеров различных национальностей названной
эпохи, представляющие гармоническую связь между материалами, введенными в
дело, и их творчеством. Эта же эпоха разработала и лучшие приемы
техники, ставшие позднее для многих поколений живописцев идеалом, к
которому стремятся, и оставшиеся до сего дня не вполне разгаданными и
раскрытыми.
В
XVIII столетии с упадком искусства наблюдается и упадок техники
живописи. Лучшие приемы старой масляной живописи утрачиваются и
постепенно отходят в забвение, но масло твердо остается на своем месте и
не только не утрачивает своего значения, но, в силу традиций и навыков,
проникает всюду, даже в область монументальной стенной живописи, где,
разумеется, очень скоро терпит полное поражение.
К
началу XIX столетия вся техника живописи вообще сводится почти к одной
масляной живописи: выросшая и окрепшая на масле живопись в конце концов
злоупотребляет маслом.
Вид
разрушающихся произведений позднейшего искусства, пожелтение,
потемнение и растрескивание, наблюдавшиеся в масляной живописи этого
времени, а также желтый "галлерейный" тон великих произведений минувших
эпох - все это вызывает реакцию по отношению к маслу, переходящую,
наконец, в гонение на него. Сначала масляная живопись изгоняется со стен
и заменяется фреской и новыми способами живописи со связующими
веществами, вновь открытыми (растворимым стеклом); затем изыскиваются и
новые связующие вещества для станковой живописи. На смену маслу
предложен ряд связующих веществ и техник, между которыми начинает
приобретать популярность возрождеиная темпера в виде новой "эмульсионной
темперы". Наиболее вдумчивые художники, обеспокоенные будущим своих
произведений, изыскивают способы передать их потомству в том виде, как
они вышли из-под их кисти. На помощь живописцу приходит и наука,
старающаяся своими данными обеспечить прочную опору технике живописи.
Живопись
давно уже стоит перед трудно разрешимой для нее дилеммой: или
продолжать пользоваться масляными красками и применять отвечающую им
технику, которая в основе своей вытекала бы из их материальных свойств,
или же заменить их другими красками с другой техникой, более отвечающей
современным потребностям. Только при счастливом разрешения этой дилеммы
следующие за нами поколения получат от нашего живописного искусства
соответственное наследие.
|