Поскольку каждый учитель как личность индивидуален, то и процесс,
им конструируемый, может носить индивидуально-уникальный характер.
Так же как в искусстве одна и также тема, идея, проблема выражается у
разных художников по-разному, в зависимости от личного отношения автора,
специфики его художественного языка, стиля, особенностей среды
(общества, времени, эпохи), в которой он существует, так и уроки
искусства у разных учителей должны быть разными, по-своему уникальными.
Т.е. можно говорить об авторском характере урока искусства.
Причем успех зависит не только от личности учителя, но и в огромной
степени от уровня эмоциональной и эстетической подготовки класса,
каждого ученика, его психологических и возрастных способностей.
Урок искусства - это своеобразное "педагогическое произведение", "мини-спектакль", художественно-педагогическое действо (имеющий свой замысел, свою завязку, кульминацию, развязку и т.д.), но
внутренне связанный с другими "педагогическими действиями" -
уроками-звеньями одной целостной системы, определенной в программе.
Исходя из особенностей авторского урока искусства как художественно-педагогического "произведения", определены следующие принципы проектирования урока-образа.
1. Главный принцип построения новой структуры урока искусства - ОТКАЗ
ОТ АВТОРИТАРНО-ДОГМАТИЧЕСКОГО, ПЕРЕХОД К ГУМАННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ
МОДЕЛИ, результат КОТОРОЙ - ЛИЧНОСТЬ УЧЕНИКА КАК СОСТАВНОЙ И САМОЦЕННОЙ
ЧАСТИ "КООПЕРАЦИИ" - коллектива класса, школы, среды на основе связи - человек, люди, среда.
Он включает: а) приоритет ценности растущего человека и его дальнейшего развития как самоценного объекта;
б) учет возраста и условий жизни ребенка и детского
коллектива: семейных, национальных, региональных, религиозных и
др;
в) учет индивидуальных личностных
качеств, способности к саморазвитию и самообразованию в данной
художественно-эстетической) сфере деятельности.
2. ПРИНЦИП ПРИОРИТЕТА ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
в ряду основных компонентов системы художественного образования
(объектные, художественные знания, способы художественно-эстетического
взаимодействия с миром, опыт художественно-творческой деятельности и
опыт эмоционально-ценностных отношений:
а) освоение развивающейся структуры собственного "Я" (учащийся);
б) освоение и преобразование собственного "Я"
коллектива, среды, общества на материале содержания художественной
культуры как части духовной культуры;
в) интерес и увлеченность деятельностью урока;
г) переживание и сопереживание художественного образа в
процессе его восприятия и посильного практического создания.
3. ПРИНЦИП АВТОРСКОЙ СВОБОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
(сочинения) в реализации модели урока-образа в зависимости от
творческих возможностей художественных предпочтений учителя и уровня
художественной и эмоционально-эстетической подготовки учащихся:
а) автор сценария урока - вначале учитель, затем по мере
"вживания" учащихся в новую структуру деятельности - соавторство:
учитель и учащиеся;
б) создание необходимых
(педагогических и других) условий для участия детей в "сочинении" и
проведении урока (сотворчество) на основе предварительной подготовки
учащихся (домашние задания на наблюдение и анализ и эстетическую оценку
окружающей действительности, беседы в семье, общение со сверстниками,
внешкольная деятельность и др.);
в) ярко выраженный приоритет диалогической формы организации урока перед монологической.
4. ПРИНЦИП ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ - ПОСТРОЕНИЕ УРОКА ИСКУССТВА как педагогического произведения на основе реализации закономерностей драматургии и режиссуры:
а) сценарий урока как реализация замысла;
б) замысел урока (основная цель);
в) драматургия самого процесса урока (сюжет);
г) наличие эмоционально-образных акцентов сюжета урока
(эпилог, завязка, кульминация и развязка), построенных на
разновариантной художественно-педагогической игре (ролевая., деловая,
имитационная, организационно-деятельностная и т.д.)
5.
ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ ТИПА И СТРУКТУРЫ УРОКА-ОБРАЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
ХАРАКТЕРА СОДЕРЖАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ, исходя замысла урока, определяющего "жанр" урока, в том числе:
а) в зависимости от педагогической цели (отчетный урок, обобщающий урок и др.);
б) в зависимости от содержания режиссерской и исполнительской
функции его участников - учителя и учащихся: урок-исследование;
урок-поиск; урок-мастерская; урок-сказка; урок-призыв; урок-милосердия;
урок-загадка; урок-песня; и т.д.;
в) свободная,
динамичная, разновариантная структура урока с подвижными ее элементам
(урок может начинаться с задания на дом, а кончаться постановкой
художественной проблемы - кульминацией сюжета, которая будет решаться на
следующем уроке).
6. ПРИНЦИП СВОБОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И ДИАЛОГА С ДРУГИМИ ВИДАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, школьными и внешкольными видами работы:
а) диалог культур "по горизонтали" (использование опыта мировой
художественной культуры в различных видах искусства и по "вертикали"
(связь времен в различных видах искусства, в опыте мировой
художественной культуры - временной и исторический аспекты диалога
различных искусств и культур);
б) интегрирование
изобразительного искусства с другими видами художественно-эстетической
деятельности (литература, музыка, театр, кино, ТВ, архитектура, дизайн и
др.), при которой интегрируются не уроки, а темы, проблемы, циклы в
зависимости от замысла урока, целей и задач четверти, года, всей системы
художественного воспитания.
7. ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ УРОКА искусства:
а) привлечение к работе с детьми на уроке (по определенным темам,
проблемам, блокам) специалистов вне школы: родителей, деятелей
различных видов искусств, архитектуры, учителей других предметов и т.д.;
б) сотрудничество детей разных классов и разных возрастов,
участие в проведении занятий учащихся старших классов с детьми младшего
школьного возраста и наоборот в особенности на уроках обобщения,
отчетных уроках, в том числе и с целью оценки (не путать с отметкой)
результатов художественно-педагогической деятельности;
в)
проведение (по возможности) уроков искусства вне класса и вне школы, в
условиях, наиболее соответствующих замыслу урока (в музеях, выставочных
залах, мастерских художников, архитекторов, народных художественных
промыслов, типографии, на природе и т.д. с привлечением необходимых
специалистов), в том числе в оформлении интерьеров школ, детских садов,
организации выставок детских работ (и их обсуждение) вне школы
(микрорайонах города, на селе и др.);
г) продолжение урока вне
школы: в общении учащихся со средой (в семье, со сверстниками,
друзьями), в собственном самопознании, самооценке и саморазвитии, в
личных увлечениях и поведении.
8. ПРИНЦИП ОЦЕНКИ САМООЦЕНКИ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ("художественная критика" урока):
а) оценка и самооценка процесса воплощения замысла урока
(учащимися и учителями) через диалог, игровые ситуации, анализ и
сравнение;
б) оценка и самооценка результатов деятельности учителя и учащихся, их соответствия замыслу (цели) урока;
в) проведение "общественного смотра знаний" (исходя из принципа
открытости) с привлечением учащихся других классов, родителей, деятелей
культуры, образования и т.д.
г) совместное определение
(учителем и учащимися) критериев оценки деятельности на уроке:
эмоционально-ценностных и нравственных (отзывчивость, сопереживание,
эстетическое отношение и др.); художественно-творческих
(художественно-образная выразительность и новизна); художественной
эрудиции и грамотности (знания способов создания художественного образа,
изобразительные умения и навыки и т.д.).