|   РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВЫ РИСОВАНИЯНередко среди начинающих рисовать можно встретить категорию людей, 
которые считают, что весь секрет успеха зависит от какой-то простой 
формулы, рецепта. Если познакомиться с этим рецептом, то овладеть 
рисунком можно довольно быстро. Однако рисунок требует со стороны 
рисующего большого сосредоточения, внимания, а также большой любви к 
искусству.
 Безусловно, существуют правильные и неправильные методы работы. 
Но, кроме этого, важна еще направленность человека в целом, его 
заинтересованность тем предметом, который он хочет изобразить, его 
талантливость.
 
 Поэтому чем чаще рисующий будет тренировать свой глаз и руку, 
тем положительнее будут результаты рисунка. Лучше рисовать 15-20 минут в
 день, чем один раз в шестидневку по два часа. В первом случае 
ежедневное, хотя и краткое упражнение заостряет глаз рисующего, задать и
 проверять рисуемые формы, и это будет положительной стороной такой 
работы. Во втором случае хотя работа и носит длительный характер, но 
производится через большие промежутки времени, а это ведет к тому, что 
художник каждый раз как бы начинает сначала свой рисунок.
 
 Поэтому очень важно для упражнений руки,глаза и развития наблюдательности завести себе карманный альбом или тетрадку
с твердым картонным переплетом. В альбоме можно делать при всяком удобном случае короткие наброски.
 
 Больше всего приходится рисовать человека: он является одной из 
самых сложных моделей для рисующего. Кроме того, что нужно хорошо 
овладеть 
пропорциями человеческого тела, уметь схватить характер данного 
человека, надо еще научиться передавать в рисунке движение.
 
 Чтобы в какой-то мере овладеть рисунком-наброском, помимо 
ежедневных упражнений, хотя бы кратких, нужно приучить себя наблюдать 
разнообразную
человек в процессе работы, зверь, птица, нужно приучить свой глаз 
мысленно рисовать эти формы. Первое время это будет трудно, а затем 
постепенно привычка наблюдать укрепится.
 
 Как же вести это наблюдение? Основное правило рисунка: от общей 
формы к ее частям или деталям. Важно уметь видеть целое. Детали, 
частности усвоятся постепенно в дальнейшем процессе работы.
"Общее в рисунке - это всё" - говорил известный русский художник Н. Н. 
Ге. Понятно, было бы крайностью, если
но, не овладев и не развив в себе чувства целого, работа над деталями, 
без учета формы в целом принесет много вреда.
 
 Если ограничить свои занятия только рисованием с натуры, то это 
не может дать тех 
положительных результатов, которые обычно получаются при комбинированном
 методе работы. Кроме рисования с натуры, нужно воспитывать в себе 
способность рисовать всякую форму по памяти.
 
 Для развития зрительной памяти очень помогает следующий прием: 
берут несложный предмет, ставят перед собою и рассматривают его 2-3 
минуты, запоминая его форму, пропорции, общий характер. Затем предмет 
убирают и рисуют его по памяти несколько минут. Когда же кажется, что 
представление о форме неясно, ее снова рассматривают и вторично 
продолжают рисовать. Повторяя таким образом свои наблюдения и проверяя 
их, мы приучаем глаз и руку значительно легче и быстрее воспринимать и 
передавать всякую форму.
 
 Такие упражнения очень полезны в продолжение всей работы над рисунком.
 
 Кто не привык к наблюдению и изучению формы, часто не в состоянии воспроизвести эту форму даже схематически.
 
 Человеку предложили нарисовать вилку, которую он в продолжение 
не одного десятка лет ежедневно несколько раз держал в руках. На рисунке
 появилась трехзубая вилка, хотя на самом деле она имела четыре зубца. 
Автор был даже удивлен, как он мог допустить подобную ошибку. Таких 
примеров можно бы привести много.
 
 В таких рисунках оказывалось, что авторы упускали конструктивную
 сторону предмета, пропорции его частей и его целевое назначение.
 
 Значит, кроме восприятия глазами общей внешней формы предмета, 
художнику очень помогает знание конструктивной стороны предмета. Поэтому
 художники еще несколько веков тому назад начали изучать анатомию 
человеческого тела: кости, мышцы, сухожилия, строение и назначение их в 
человеческом теле.
 
 Развитие наблюдательности может начинаться в очень раннем возрасте.
 
 Так, французский художник Милле, мальчиком работая в поле с 
отцом, слышал от него: "Посмотри, сын, как красиво
растет это дерево". И эти указания отца для будущего художника имели 
большое воспитательное значение, как потом сам художник отмечал в своих 
воспоминаниях.
 НАТЮРМОРТНатюрморт может быть очень простым по своей композиции. Два-три 
предмета, простые и ясные по форме и цвету, расположенные в известном 
подчинении друг другу и к фону, могут служить хорошей задачей для 
рисунка.
 Легче всего первые занятия начинать с одного изолированного 
предмета,- кувшин, кринка, бидон являются хорошей моделью для рисования.
 
 При работе с натуры учитываются: ось симметрии, если данный 
предмет имеет ее, центр его тяжести, пропорции - отношение одной части 
предмета к другой, а также характерные особенности его.
 
 На отдельных предметах при рисовании с натуры и по памяти 
усваиваются основные геометрические формы: шар, цилиндр, конус, призма, 
куб, пирамида.
 
 Эти типичные геометрические формы лежат в основе целого ряда 
предметов: яблоко шарообразно, груша конусообразна, кринка (сложная 
форма) имеет сочетание шара с цилиндром. Эти же формы в зачатке мы имеем
 тогда, когда рисуем человеческую фигуру. Голова человека шарообразна, 
ноги цилиндро-образны и т. п.
 
 Нужно в себе развить умение анализа всякой сложной формы. 
Начиная рисунок натюрморта, состоящего из ряда предметов, важно в начале
 работы свести все многообразие форм к существенным простейшим формам, 
избегая пока деталей, а также не подчиняя задачу случайностям освещения.
 
 Освещение для натюрморта и вообще для всякой натуры играет 
большую роль. Можно так поставить натюрморт, чтобы каждая форма предмета
 была выявлена определенно и четко. Но может быть и другое расположение 
того же натюрморта, при котором форма вещей становится неясной, 
трудноуловимой.
 
 В этом случае следует исходить не от впечатления благодаря 
неудачному освещению натюрморта, а от конкретной формы каждого предмета,
 его конструкции и цвета.
 
 Работа над натюрмортом может идти параллельно с набросками живой
 натуры; эти упражнения не только помогут расширить зрительные 
впечатления, но и разовьют и укрепят руку начинающего художника.
 ПРОВЕРКА РИСУНКАКроме того, что рисунок во время работы нужно для проверки отставлять на
 расстояние, равное приблизительно 2,5-3 частям длины его размера, его 
непосредственно можно отставлять к самой натуре и проверять его, 
сравнивая глазами с натурой, с того места, откуда он был нарисован. 
Рисунок отставляют в любом направлении, лишь бы он был виден вместе с 
натурой с той же позиции.
 Не рекомендуется применяемый довольно часто в школах способ 
визирования, то есть измерения при помощи карандаша в вытянутой руке. Он
 состоит в том, что рисующий, прищурив один глаз, пользуясь вертикальным
 или горизонтальным положением карандаша в вытянутой руке, другим глазом
 измеряет данную модель и эти измерения переносит потом в свой рисунок. 
Такой метод работы ведет к механической передаче натуры, а не к 
целостному ее восприятию.
 
 Существует еще способ, контролирующий правильность рисунка. 
Берут зеркало и, поставив рисунок параллельно его плоскости, смотрят на 
свою работу. В зеркале получается обратное изображение, и малейшие 
промахи в рисунке в зеркале заметны хорошо.
 
 Но лучшим и положительным контролем для начинающего художника 
будет опытный педагог-художник. Последний может дать такие конкретные 
указания, которые не может предвидеть самое мудрое печатное руководство.
 
 
 
 
 Из книги Я. А. Башилова "Как научиться рисовать", 1938 http://www.artprojekt.ru/school/lesson.html
 |