РАЗВИТИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВЫ РИСОВАНИЯ
Нередко среди начинающих рисовать можно встретить категорию людей,
которые считают, что весь секрет успеха зависит от какой-то простой
формулы, рецепта. Если познакомиться с этим рецептом, то овладеть
рисунком можно довольно быстро. Однако рисунок требует со стороны
рисующего большого сосредоточения, внимания, а также большой любви к
искусству.
Безусловно, существуют правильные и неправильные методы работы.
Но, кроме этого, важна еще направленность человека в целом, его
заинтересованность тем предметом, который он хочет изобразить, его
талантливость.
Поэтому чем чаще рисующий будет тренировать свой глаз и руку,
тем положительнее будут результаты рисунка. Лучше рисовать 15-20 минут в
день, чем один раз в шестидневку по два часа. В первом случае
ежедневное, хотя и краткое упражнение заостряет глаз рисующего, задать и
проверять рисуемые формы, и это будет положительной стороной такой
работы. Во втором случае хотя работа и носит длительный характер, но
производится через большие промежутки времени, а это ведет к тому, что
художник каждый раз как бы начинает сначала свой рисунок.
Поэтому очень важно для упражнений руки,глаза и развития наблюдательности завести себе карманный альбом или тетрадку
с твердым картонным переплетом. В альбоме можно делать при всяком удобном случае короткие наброски.
Больше всего приходится рисовать человека: он является одной из
самых сложных моделей для рисующего. Кроме того, что нужно хорошо
овладеть
пропорциями человеческого тела, уметь схватить характер данного
человека, надо еще научиться передавать в рисунке движение.
Чтобы в какой-то мере овладеть рисунком-наброском, помимо
ежедневных упражнений, хотя бы кратких, нужно приучить себя наблюдать
разнообразную
человек в процессе работы, зверь, птица, нужно приучить свой глаз
мысленно рисовать эти формы. Первое время это будет трудно, а затем
постепенно привычка наблюдать укрепится.
Как же вести это наблюдение? Основное правило рисунка: от общей
формы к ее частям или деталям. Важно уметь видеть целое. Детали,
частности усвоятся постепенно в дальнейшем процессе работы.
"Общее в рисунке - это всё" - говорил известный русский художник Н. Н.
Ге. Понятно, было бы крайностью, если
но, не овладев и не развив в себе чувства целого, работа над деталями,
без учета формы в целом принесет много вреда.
Если ограничить свои занятия только рисованием с натуры, то это
не может дать тех
положительных результатов, которые обычно получаются при комбинированном
методе работы. Кроме рисования с натуры, нужно воспитывать в себе
способность рисовать всякую форму по памяти.
Для развития зрительной памяти очень помогает следующий прием:
берут несложный предмет, ставят перед собою и рассматривают его 2-3
минуты, запоминая его форму, пропорции, общий характер. Затем предмет
убирают и рисуют его по памяти несколько минут. Когда же кажется, что
представление о форме неясно, ее снова рассматривают и вторично
продолжают рисовать. Повторяя таким образом свои наблюдения и проверяя
их, мы приучаем глаз и руку значительно легче и быстрее воспринимать и
передавать всякую форму.
Такие упражнения очень полезны в продолжение всей работы над рисунком.
Кто не привык к наблюдению и изучению формы, часто не в состоянии воспроизвести эту форму даже схематически.
Человеку предложили нарисовать вилку, которую он в продолжение
не одного десятка лет ежедневно несколько раз держал в руках. На рисунке
появилась трехзубая вилка, хотя на самом деле она имела четыре зубца.
Автор был даже удивлен, как он мог допустить подобную ошибку. Таких
примеров можно бы привести много.
В таких рисунках оказывалось, что авторы упускали конструктивную
сторону предмета, пропорции его частей и его целевое назначение.
Значит, кроме восприятия глазами общей внешней формы предмета,
художнику очень помогает знание конструктивной стороны предмета. Поэтому
художники еще несколько веков тому назад начали изучать анатомию
человеческого тела: кости, мышцы, сухожилия, строение и назначение их в
человеческом теле.
Развитие наблюдательности может начинаться в очень раннем возрасте.
Так, французский художник Милле, мальчиком работая в поле с
отцом, слышал от него: "Посмотри, сын, как красиво
растет это дерево". И эти указания отца для будущего художника имели
большое воспитательное значение, как потом сам художник отмечал в своих
воспоминаниях.
НАТЮРМОРТ
Натюрморт может быть очень простым по своей композиции. Два-три
предмета, простые и ясные по форме и цвету, расположенные в известном
подчинении друг другу и к фону, могут служить хорошей задачей для
рисунка.
Легче всего первые занятия начинать с одного изолированного
предмета,- кувшин, кринка, бидон являются хорошей моделью для рисования.
При работе с натуры учитываются: ось симметрии, если данный
предмет имеет ее, центр его тяжести, пропорции - отношение одной части
предмета к другой, а также характерные особенности его.
На отдельных предметах при рисовании с натуры и по памяти
усваиваются основные геометрические формы: шар, цилиндр, конус, призма,
куб, пирамида.
Эти типичные геометрические формы лежат в основе целого ряда
предметов: яблоко шарообразно, груша конусообразна, кринка (сложная
форма) имеет сочетание шара с цилиндром. Эти же формы в зачатке мы имеем
тогда, когда рисуем человеческую фигуру. Голова человека шарообразна,
ноги цилиндро-образны и т. п.
Нужно в себе развить умение анализа всякой сложной формы.
Начиная рисунок натюрморта, состоящего из ряда предметов, важно в начале
работы свести все многообразие форм к существенным простейшим формам,
избегая пока деталей, а также не подчиняя задачу случайностям освещения.
Освещение для натюрморта и вообще для всякой натуры играет
большую роль. Можно так поставить натюрморт, чтобы каждая форма предмета
была выявлена определенно и четко. Но может быть и другое расположение
того же натюрморта, при котором форма вещей становится неясной,
трудноуловимой.
В этом случае следует исходить не от впечатления благодаря
неудачному освещению натюрморта, а от конкретной формы каждого предмета,
его конструкции и цвета.
Работа над натюрмортом может идти параллельно с набросками живой
натуры; эти упражнения не только помогут расширить зрительные
впечатления, но и разовьют и укрепят руку начинающего художника.
ПРОВЕРКА РИСУНКА
Кроме того, что рисунок во время работы нужно для проверки отставлять на
расстояние, равное приблизительно 2,5-3 частям длины его размера, его
непосредственно можно отставлять к самой натуре и проверять его,
сравнивая глазами с натурой, с того места, откуда он был нарисован.
Рисунок отставляют в любом направлении, лишь бы он был виден вместе с
натурой с той же позиции.
Не рекомендуется применяемый довольно часто в школах способ
визирования, то есть измерения при помощи карандаша в вытянутой руке. Он
состоит в том, что рисующий, прищурив один глаз, пользуясь вертикальным
или горизонтальным положением карандаша в вытянутой руке, другим глазом
измеряет данную модель и эти измерения переносит потом в свой рисунок.
Такой метод работы ведет к механической передаче натуры, а не к
целостному ее восприятию.
Существует еще способ, контролирующий правильность рисунка.
Берут зеркало и, поставив рисунок параллельно его плоскости, смотрят на
свою работу. В зеркале получается обратное изображение, и малейшие
промахи в рисунке в зеркале заметны хорошо.
Но лучшим и положительным контролем для начинающего художника
будет опытный педагог-художник. Последний может дать такие конкретные
указания, которые не может предвидеть самое мудрое печатное руководство.
Из книги Я. А. Башилова "Как научиться рисовать", 1938 http://www.artprojekt.ru/school/lesson.html
|