Алтайский край, г. Бийск.
Разработка учителя ИЗО –
Рыбалко Ларисы Юрьевны
Мастер – класс по теме «Малая Родина - Алтай»
Пояснительная записка.
Для проведения урока
была выбрана нестандартная форма – экскурсия, мастер-класс. Данная форма
способствует заинтересованности, положительной эмоциональной настроенности, что
в свою очередь активизирует деятельность участвующих, развивает познавательные
способности.
Урок проводится в
виде экскурсии по Алтайскому краю, с использованием мультимедийного проектора.
Презентация «Малая
Родина - Алтай» содержит интересный рассказ о родном крае, сопровождающийся
множеством фотографий городов, озер, рек, достопримечательностей, растительного
и животного мира, замечательных людей края,
отвечающие по своему содержанию и своей формулировке тематике экскурсии.
Презентация составлена так, что позволяет составить полное представление о
своей малой Родине и в полной мере повторить и закрепить изученный материал на
уроках истории и географии, а так же
познакомиться с творчеством художника
Г.И. Гуркина.
Применение
компьютерных технологий позволяет сделать мероприятие ярким, насыщенным, полным
и дает возможность мгновенно осуществить проверку решаемых на мероприятии заданий.
Это очень важно, так как экономится время, а учащиеся, работающие
самостоятельно, получают возможность проверить свои знания по предметам –
истории и географии, и научиться использовать разные изобразительные средства в
работе по своему желанию. Тем самым осуществляется самоконтроль, внутренняя
обратная связь - важнейший фактор самоуправления процесса обучения.
Структура урока
позволяет максимально каждому принять участие в работе – участвующие работают
самостоятельно, работают в парах (коммуникативные отношения взрослых и детей),
осуществляя взаимопроверку и взаимопомощь. Каждый участвующий вправе
самостоятельно выбирать для себя уровень сложности заданий. Это позволяет
создать условия для успешной деятельности всех участников мастер-класса.
Необычность мастер -
класса, значимый для учащихся и педагогов содержательный материал экскурсии,
доступная и интересная деятельность, ощущение успеха, доброжелательная
атмосфера - непременные условия эффективной работы. Ведь личная
заинтересованность каждого участника позволяет добиться ожидаемого результата и
все, что происходит на мастер - классе, становится значимым.
Мероприятие отвечает современным требованиям. Современный
урок (по Конаржевскому Ю. А.) -" это, прежде всего урок, на котором
учитель умело, использует все возможности для развития личности ученика, ее
активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для
формирования ее нравственных основ.
Сегодня появилась
необходимость применения таких современных образовательных технологий, которые
способствуют повышению интереса к предмету и к учению в целом, подогревают
любопытство и вызывают желание учиться.
По словам В. А.
Сухомлинского: «Все наши замыслы, все поиски превращаются в прах, если нет у
учащихся желания учиться».
Необходимо создавать,
поддерживать и закреплять познавательный интерес. Считаю, что выбранная форма мероприятия
и подобранный материал экскурсии, который интересен и значим для учащихся и
педагогов ,способствует достижению вышеперечисленных целей.
А структура
мастер-класса, характер заданий и условия их выполнения, позволяют развивать
«привычку» думать и действовать самостоятельно, применять полученные знания на
практике, что отвечает задачам современной школы. Ведь задача современной школы
состоит в развитии ключевых компетенций учащихся и педагогов, в воспитании
«пригодного», по сегодняшним меркам и требованиям, человека, умеющего видеть
проблему, выстраивать для себя пути ее решения, уметь выбирать «подходящий» для
себя путь достижения успеха, не бояться проявлять инициативу.
Характеристика участвующих:
В мастер - классе принимают
участие ученики разных классов школы, а так же преподаватели школы. В целом, участвующие
очень активные, любознательные,
ответственные и целеустремленные.
Тема мастер-класса:
«Малая Родина –
Алтай»
Данное мероприятие
позволяет вспомнить знания, полученные на уроках географии, истории, а так же
изобразительном искусстве. Формирует умения, знания при выполнении творческих
заданий, использовать разные изобразительные средства, для решения необходимой
задачи.
Позволяет
расширить общий кругозор, навыки коллективной работы и чувства ответственности
не только за свои знания, но и за знания товарищей. Атмосфера увлеченности и
радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность преодолеть
стеснительность, воспитывает культуру общения.
Информация по
краеведению развивают познавательный интерес к своей малой родине, знакомит с
лучшими людьми родного края: землепроходцами и рудоискателями, – всеми, кто
создавал и создает славу Алтайского края в России и за ее пределами.
Знания о своей
Родине воспитывают чувство патриотизма, любви к историческому прошлому земли
Алтая, его неповторимой природе, памятникам архитектуры. Такие знания, возбуждает
интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, ее природным
особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков.
О важности краеведения говорили К.Д. Ушинский,
М.И. Калинин. Краеведение даёт возможность объединить многие вопросы разных
дисциплин друг с другом и использовать их для практических целей.
Зная природу
Родины, у учащихся появится желание путешествовать по стране, изучать глубже, а
главное – беречь ее. Рекомендуется для проведения обобщающих уроков и районных
семинаров по воспитательной работе.
Тип мероприятия:
Урок обобщающего
повторения по темам «Выразительные средства изобразительного искусства» в форме
экскурсии по Алтайскому краю.
Используемое оборудование:
Компьютер с
мультимедийным проектором, презентация «Малая Родина – Алтай», стол подсказок –
открытки и проспекты с изображением памятников архитектуры, природы, и
животного мира Алтайского края. Художественные материалы: листы бумаги формат
А-3, А-4, гуашь, акварель, графит, цветные карандаши, уголь, пастель.
Структура урока:
- Организационный
этап.
- Сообщение
темы. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной деятельности.
- Восприятие
особенностей экскурсионных объектов, заложенной в них информации.
(Просмотр презентации).
- Показ
работы художественным материалом с использованием пастели.
- Обобщение
и систематизация знаний.
- Практическая
работа.
- Подведение
итогов
Цели задачи:
Учебные:
создать условия для закрепления и
формирования знаний и умений участвующих, по применению художественных средств
на уроках ИЗО
Развивающие:
способствовать развитию творческих способностей, умений анализировать и
синтезировать. Любознательности, воображения, памяти, через объединение знаний
и умений работать в определенной технике (по выбору). Краеведению.
Воспитывающие: создать
условия для восприятия чувства патриотизма и любви к родному краю, расширения
кругозора, в процессе ознакомления и повторения изученных тем.
Методы обучения:
Словесный, наглядный, практический.
Форма обучения:
Фронтальная, индивидуальная.
ХОД МАСТЕР – КЛАССА
1.Организационный этап - 1 мин
Приветствие учащихся. Создание благоприятной атмосферы.
- Здравствуйте, мои ученики и гости. Я очень рада сегодня видеть
вас на мастер-классе. Надеюсь, что мероприятие наше будет для вас интересным, полезным, а главное
принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проделанной
работой на мастер-классе. Я желаю вам здоровья и успехов (Порядок на столах
учащихся, включенное оборудование, сконцентрированное внимание ребят и гостей).
2. Сообщение темы. Постановка целей и задач урока, мотивация учебной
деятельности – 2мин.
Дорогие гости и ребята, тема
сегодняшнего мастер-класса «Малая Родина -Алтай». Сегодня мы с вами вспомним изученный материал на уроках
истории и географии, а так же вспомним выразительные средства ИЗО.
Просмотрим презентацию
посвященную Алтайскому краю. Сделаем небольшую экскурсию. Выясним, какие выразительные средства
использует художник, при передаче реального, окружающего мира на плоскость
бумаги. Я покажу вам, как работать
пастелью, одним из художественных материалов изобразительного искусства. И по
вашему выбору темы и художественного материала, выполним практическую работу
(рисунок). И конечно, оформим выставку, посвященную этому мероприятию.
3. Восприятие особенностей экскурсионных объектов, заложенной в них
информации. (Просмотр презентации) -15мин.
Комментирую по ходу презентации
4. Показ работы художественным материалом с использованием пастели -
5мин.
На доске, показываю специфику
работы художественным средством – пастелью, в изображении пейзажа.
5. Обобщение и систематизация знаний – 2мин.
И
так, давайте вспомним, что творчество –
это естественное самовыражение человека.
Предметом нашего разговора являться
изобразительное искусство. Оно очень разнообразно. Вы выполняли свои творческие работы, в разных
техниках: карандашом, красками, из пластилина, аппликации из бумаги, вышивку.
Язык
графики и главные его выразительные средства – это линия, штрих, контур, пятно и тон. Графике доступны
разнообразные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт).
Произведения искусства, выполненные
масляными, акварельными, гуашевыми красками, создаваемые на бумаге, картоне,
холсте, дереве, стекле, металле называются живописными.
Живопись - это изображение в
цвете и на плоскости.
Главное выразительное
средство живописи – цвет.
6. Практическая работа -20мин.
И так вы знакомы с графикой, живописью,
сегодня познакомились с новым материалом пастелью.
На столах у вас подготовленный материал
(стол подсказок) – открытки, проспекты с изображением архитектуры и природы,
животного мира Алтайского края, который вы можете использовать в творческой
деятельности. По вашему желанию - выберите материал, в котором будите работать
(акварель, гуашь, графит, уголь, пастель, цветные карандаши), и тему -
архитектура, пейзаж, животное. Работать можно как коллективно, так и
индивидуально.
Определите центр композиции, что будет
главное, что второстепенное. Подумайте над планами – передний план, средний,
дальний.
Не забудьте про линейную и воздушную
перспективы.
И приступайте к выполнению практической
деятельности .
В ходе практической работы помогаю.
- Подведение итогов – 5 мин.
Выполняется в свободной форме,
предполагает рефлексивное отражение результатов проведенной работы,
(Анализ проделанной
работы на мастер классе. Оценка своей деятельности и
товарищей).
Оформление выставки- отчета о проведении
мастер-класса.
|