У композиции
есть свои законы, в процессе художественной практики и развития теории.
Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдёт речь о
правилах, приёмах и средствах, которые помогают построить сюжетную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения, то есть о закономерностях построения композиции.
Мы рассмотрим в основном те из них, которые касаются процесса создания реалистического произведения. Реалистическое искусство не просто отражает действительность, а олицетворяет восторг художника перед удивительной красотой обычных вещей - эстетическое открытие мира.
Конечно,
никакими правилами нельзя заменить отсутствие художественных
способностей и творческой одарённости. Талантливые художники могут
интуитивно находить правильные композиционные решения, но для развития композиционного дарования необходимо изучать теорию и много трудиться над её практической реализацией.
Композиция строится по определённым законам. Её правила и приёмы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Всё направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.
Поиск оригинального композиционного решения,
использование средств художественной выразительности, наиболее
подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы
выразительности композиции.
Итак, рассмотрим основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приёмами и средства композиции.
Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, весёлого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т.п.
Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объёма, плоскости и др.
Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра.
На картине В. Серова « Девочка с персиками» можно хорошо видеть, что смуглое лицо девочки выделяется тёмным пятном
на фоне светлого окна. И хотя поза девочки спокойна, всё в её облике
бесконечно живо, кажется, что она сейчас улыбнётся, переведёт взгляд,
пошевелится. Когда человек изображён в типичный момент своего поведения,
способным на движение, не застывшим, мы восхищаемся таким портретом.
Пример использования контрастов в многофигурной тематической композиции - картина К. Брюллова «Последний день Помпеи». Она отображает трагический момент гибели людей во время извержение вулкана. Композиция этой картины построена на ритме светлых и тёмных пятен, разнообразных контрастах.
Главные группы фигур расположены на втором пространственном плане. Они
выделены самым сильным светом от вспышки молнии и поэтому наиболее контрастны.
Фигуры этого плана особенно динамичны и выразительны, отличаются тонкой
психологической характеристикой. Панический страх, ужас. Отчаяние и
безумие - всё это отразилось на поведении людей, их позах, жестах,
действиях, лицах.
Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.
Важная роль в композиции отводится фону или среде,
в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение
для раскрытия содержания картины. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж.
Итак, цельность композиции
зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от
связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу
бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции,
в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь
должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к
развитию замысла автора.
Запомните:
- ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;
- части не могут меняться местами без ущерба для целого;
- ни один новый элемент не может быть присоединён к композиции без ущерба для целого.
Знание закономерностей композиции
поможет Вам сделать свои рисунки более выразительными, но это знание
вовсе не сама цель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха. Порой
сознательное нарушение композиционных правил
становится творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить
свой замысел, то есть бывают исключения из правил. Например, можно
считать обязательным то, что в портрете,
если голова или фигура повёрнуты вправо, перед ними необходимо
оставить свободное место, чтобы портретируемому, условно говоря, было
куда смотреть. И, наоборот, если голова повёрнута влево, то её сдвигают
вправо от центра.
В. Серов в портрете
Ермоловой нарушает это правило, чем добивается поразительного эффекта -
создаётся впечатление, что великая актриса обращается к зрителям,
которые находятся за рамой картины. Цельность композиции достигается тем, что силуэт фигуры уравновешивается шлейфом платья и зеркалом.
Можно выделить следующие композиционные правила:
передачи движения (динамика),
покоя (статика),
золотого сечения (одной трети).
К приёмам композиции можно отнести:
Средства композиции включают:
- формат,
- пространство,
- композиционный центр,
- равновесие,
- ритм,
- контраст,
- светотень,
- цвет,
- декоративность,
- динамику,
- статику,
- симметрию,
- асимметрию,
- открытость,
- замкнутость,
- целостность.
Таким образом, средства композиции – это всё, что необходимо для её создания, в том числе её приёмы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции. Здесь названы не все, а только основные. http://shedevrs.ru/kompoziciya/346-pravila-kompozicii.html
|