Среда, 13.12.2017, 07:14

Мой сайт

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » рисование

ВЛИЯНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Шалимова Г.Ж., Нурмухамбетова А.М.                                                  
Детский сад «Акбота», Усть-Каменогорск

Мир прекрасен и удивителен для того, кто умеет смотреть!

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества.
Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества.
Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Наиболее благоприятным методом для творческого развития является игра и изобразительная деятельность, так как именно в них проявляются разные стороны развития ребенка.

Изобразительная деятельность детей
Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного «из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики». Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон:
- как происходит возрастная эволюция детского рисунка;
- анализ связи умственного развития и рисования;
- связь между личностью ребенка и рисунком.
В первые годы жизни ребенка особенно важно развитие зрения и моторики, а также сенсомоторной координации.
Изобразительная деятельность требует согласованное участие многих психических функций. В процессе рисования координируется конкретно–образное мышление, связанное, в основном, с работой правого полушария головного мозга, а также абстрактно–логическое, за которое ответственно левое полушарие.
Чем наблюдательней ребенок, чем он пытливее, тем убедительней будет его рисунок, даже при технической беспомощности автора.
Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочь ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребенок, и почему он так рисует.
Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе – большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразные события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.


Среди детей можно встретить два типа рисовальщиков:
А) наблюдатель;
Б) мечтатель.


Для наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни.
Для мечтателя – образы сказок, образы воображения.
Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется, это не так. Проявление интереса взрослых к рисунку ребенка и некоторые суждения о нем не только поощряют его к дальнейшей работе, но и помогают ему понять, в каком направлении он должен и может усовершенствоваться в работе над рисунком.


Этапы развития детского рисунка подразделяются на стадии:
- каракулей;
- предметного рисования;
- правдоподобных изображений – от человека к его окружению.

Творческая деятельность.

Влияние изобразительного искусства на творческую личность ребенка
Творчество – еще один из важных видов культурно–досуговой деятельности ребенка.
Творческая деятельность – форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей.
Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, целостность восприятия и т.д. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно. Дети от природы любознательны и полны желания делать что–то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку творчески проектировочную среду. Кроме этого педагогу нужно уметь:

http://stat16.privet.ru/ab/090e219260a07090860491705bdb05d3      http://www.trozo.ru/wp-content/uploads/2010/10/243-400x266.jpg     http://www.kvadrat-news.ru/images/1cb36ced78f9d0b41b8dd573343a80bc.jpg   http://psyumo.ru/img/news/1313580469_992_resized.jpg


1) не мешать ребенку творить;
2) быть рядом с ним в этом процессе;
3) принять и понять его;
4) довериться ребенку в минуты творческого поиска;
5) самому быть творцом;
6) бережно относиться к результатам детского творческого труда.


      Н.П. Сокулина пишет, что развития художественного творчества невозможно без эстетического освоения действительности, под которым понимается эстетическое восприятие, переживание, оценка.
Развивать творческую способность детей можно средствами изобразительного искусства по-разному. Одним из важных условий развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной деятельности и декоративного рисования техник. В каждом случае выбор художественного материала должен быть обусловлен конкретной задачей. Сначала педагог предлагает детям тот или иной художественный материал.
Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанной техники (акварель с белилами, сочетание рисования восковыми мелками и акварелью, рисунок поролоном, сочетание пастели и акварели) не только позволяет детям добиваться большой образной выразительности, но и содействует художественному творчеству. Воображение в художественной деятельности имеет несколько уровней проявления и, соответственно, может и должно формироваться на разных уровнях.

Первый – самый простой, и поэтому именуемый часто поверхностным, уровень методик, построенных на базе использования основных приемов творческого воображения.


1. Агглютинация (от греч. – склеивание). Крупные части разнородных объектов соединяются, склеиваются вместе, и получаются с новыми, ранее небывалыми, необычными свойствами. На основе этого приема можно разработать много интересных творческих заданий. Например, попросить детей, соединяя части разных животных, «сконструировать» новое, несуществующее животное, с необычными, новыми свойствами. Сначала его надо придумать, затем нарисовать и только потом дать этому животному название. Все эти три этапа требуют творческого подхода.


2. Аналогия. С визуальными аналогиями мы имеем дело практически постоянно. Разнообразные объекты, не имеющие строго заданной природной формы (такие облака, падающие тени, пятна, краски).
Детей следует учить искать аналогии во внешних очертаниях разных объектов. Так, например, на прогулке можно дать задание детям понаблюдать за облаками – на что они похожи. Следует фиксировать идеи каждого ребенка.
В качестве исходного материала для подобных занятий в дальнейшем могут служить самые разные предметы и явления: тени, блики, узоры на ковре, или на стекле. Например, детям предлагаются другие специальные задания карточки, на которых содержится сложные по форме и цвету фигуры. Задача – найти как можно больше аналогий с реальными изображениями (на что похоже).
В определенных случаях и преувеличение, и преуменьшение выступают как приемы творческого воображения. Таким путем можно наглядно продемонстрировать детям пример рисования карикатур, сказочных персонажей, героев мультфильмов.


3. Акцентирование – умение подметить и выделить, подчеркнуть главное – еще один из приемов творческого воображения.
Задания для развития могут быть следующими:
- рассказать о самых характерных особенностях Деда Мороза, Бабы Яги, Колобка, рисуя их портрет, изображают эти черты;
- нарисовать героя своей любимой сказки.


4. Типизация – самый сложный прием творческого воображения. Задача создания типичного образа – подлинно художественная задача, но работа в данном направлении с детьми рассматриваемые нами образы крайне затруднены. Однако на определенном уровне с помощью специальных заданий эту, еще не раскрывшуюся в силу возрастных особенностей способность, можно развивать.
Задание: сложив листок цветной бумаги определенным образом, вырезать с детьми «снежинки». Конкурс – чья «снежинка» больше всех похожа на настоящую.


Помимо основных приемов творческого воображения, неплохо использовать и другие. Например:
- монотипия;
- коллаж;
- витраж и многое другое.

Игры в изобразительной деятельности
Проблема детской игры в настоящее время – одна из самых важных в организации жизни детей в дошкольном учреждении.
Наиболее эффективными формами работы с воспитателями и специалистами детского сада, на наш взгляд, являются:
- Подвижные игры;
- Театрализованные игры;
- Игры с бумажными куклами;
- Сюжетно – ролевые игры;
- Дидактические игры.


     Здесь учитываются умения и навыки детей. Для усвоения детьми способов воспроизведения действительности в игре используются обучающие игры. Они должны содержать элементы новизны, вводить детей в условную ситуацию.
     Изобразительная деятельность, естественно, связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить игрушку вызывает радость у детей всех возрастных групп.
Игровая форма занятия, которые педагоги проводят  на уроках, вне урока захватывает детей, повышает их эмоциональную отзывчивость, способствует эстетическому и нравственному воспитанию.
     Хороши и увлекательны занятия, которые способствуют развитию творческих способностей, художественного воображения и вызывают интерес к сотворчеству со взрослыми и другими детьми.
Занятия включают:
1) рисование пальчиками;
2) рисование штампиками;
3) рисование ладошкой;
4) рисование (гуашевыми и акварельными) красками;
5) аппликация (коллаж), аппликация из остатков воздушных шариков;
6) витраж;
7) лепка;
8) варежкин театр;
9) говорящие монеты;
10) картинки из шелухи, природных материалов.


      На сегодняшний день существует широкая палитра цветов. С их помощью можно воплотить в жизнь любую задумку. Расширить границы дозволенного поможет аквагрим – рисунок, который наносится на кожу с помощью краски, специально изготовленной из натуральных красителей, совершенно безопасной для кожи. Ребенок от этого получает массу впечатлений. Какие эмоции будут у ребенка, когда, посмотрев в зеркало, он увидит, что превратился в беленького зайчика, милого котенка, супергероя из любимого мультфильма. И, конечно, тесная связь идет между уроками ИЗО и музыкальным воспитанием. Восприятие музыки – это самый сложный вид творческой деятельности, который помогает добиться желаемых результатов в элементарном музицировании и в творчестве детей. 
На фоне музыки можно вызвать эмоциональные переживания.

      По мнению многих авторов, семья самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка, ведь именно в семье перед ребенком впервые открываются двери в огромный и удивительный мир, и конечно, для того чтобы ребенок был творчески развитым и всесторонним, родители должны быть в тесной связи со специалистами, педагогами, воспитателями и включаться в живой процесс взаимодействий «ребенок – родитель – специалист».

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую–либо проблему, наиболее удобную для психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько ребенок готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает того, что с ним происходит.
Особое внимание можно уделить проблеме разрешения, переживания страхов.
Страхи теряют силу, когда мы смотрим им в лицо. Это сложно сделать взрослому человеку, а ребенку почти невозможно в большинстве случаев. Здесь на помощь приходит изотерапия, которая позволяет наиболее безболезненным способом вынести на физический план страхи, переживания, которые могут глубоко лежать в сознании или даже в бессознательном. Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения, позволяющее ребенку проявить себя ярче, чем в письме и речи.


Занятия на уроках рисования пальчиковой живописью – это тот случай, когда цвет можно потрогать руками, что способствует развитию детской фантазии и тонкой моторики рук, такой процесс рисования обостряет ощущения и стимулирует действия. Рисование пальцами дает огромный опыт и развивает ребенка, так как ни чем не ограничивает его в выражении своего настроения и эмоций.
В результате «художественных упражнений» пальчики хорошо тренируются, дети получают богатую гамму тактильных ощущений, стимуляция которых способствует развитию речи и мышления.


Вся работа строится на следующих принципах:
- от простого к сложному: предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно–образная память, чем словесно–логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
- принцип индивидуализации – обеспечивает развитие каждого ребенка с учетом его типологических особенностей и уровня актуального развития;
- связь обучения с жизнью: дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание


Благодаря занятиям  по рисованию с использованием различных форм художественной экспрессии, складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в творческой деятельности. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. Понятно, что не каждый ребенок станет профессиональным художником, скульптором, но в целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.


   http://static.vmurmanske.ru/serverdata/news_info/2010/04/14/561780/imgFull.jpg    Картинка 11 из 201846    http://www.stihi.ru/pics/2010/12/06/6233.jpg


Таким образом, на становление творческой личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, умения понимать прекрасное в природе, во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство.

Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников, о культуре прошлых эпох и нового времени. Овладевая изобразительно–выразительными навыками, дети приобщаются к творческой деятельности. Они получают возможность вполне передавать образы предметов и явлений окружающей деятельности.
      Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценки действительности. При самостоятельном выборе нахождении и обработке формы ребенок становиться мужественным, искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение, и позднее вкус. Тем и будет обеспечен подход к красоте.
      Как показывает практика, многие вопросы творчества возникают не столько от отсутствия соответствующей изобразительной грамоты, сколько от неумения распорядиться своими способностями. Считается, что все дело в «умении рисовать», но важнее – правильное отношение к творческой деятельности. Часто решение этих проблем лежит в психологической плоскости. То есть, не потому не можем рисовать, что «не умеем», а потому, что составлено неправильное представление о том, какой должна быть работа. Таким образом, задача педагога в том, чтобы развивать художественные способности ребенка, а, следовательно, и творческие способности. Занимаясь развитием творчества, педагог  не только развивает воображение, фантазию, избавление  от страхов, выплескивание  эмоции,  но  также посредством творчества развивается  мелкая моторика и координация движений пальцев рук, что находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. На уроках лепки, рисования, аппликации движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.



Источник: http://www.akvarelka.kz/?p=327
Категория: рисование | Добавил: Лора (01.07.2012)
Просмотров: 3622 | Теги: Рисование | Рейтинг: 5.0/1